Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Новослободская,
ул.Селезневская, д.11а с.2

В чем сложность определения понятия сновидения?

С древнейших времен человека волновало, что представляет собой сновидение, в чем его смысл и назначение, что оно несет для нас. Во все времена и века люди прибегали к сновидениям в сложные и неопределенные моменты жизни, чтобы найти в них ответы на волнующие вопросы. До нас дошли древние ассирийские глиняные таблички, относящиеся к III тысячелетию до н.э., с толкованиями сновидений.

Полагаю, что история отношений человека со сновидениями имеет такую же протяженность во времени, как и история существования самого человечества.

В разные времена и в разных культурах понятие сновидения трактовалось совершенно по-разному. Для наиболее ранних представлений, относящихся к более архаичным культурам, характерны представления о сновидениях как о поле деятельности для духов предков, душ других спящих людей, а также как возможность для встречи с душами умерших людей.

Культура и религиозные представления данного сообщества определяли то, как рассматривалось сновидение и как к нему относились. Очевидно, что для древнего человека сновидение означало встречу с мистическим божественным началом как в его позитивных, так и в негативных проявлениях. В той или иной религиозной традиции сновидения могли рассматриваться как проявление воли богов, как советы и подсказки свыше, или же, наоборот, как искушение демонов, злых духов, дьявола. Но в любом случае, сновидение всегда сообщало какой-то смысл человеку, несло важную информацию, перекидывало мостик в будущее. Т.е. акцент находился на провидческой функции сновидения.

С развитием человечества и зарождением научного мировоззрения появлялись все новые и новые попытки осмыслить и использовать этот загадочный феномен. В Древней Греции, например, сновидения уже использовались как попытки диагностирования и лечения различных телесных недугов. Сновидения пытаются классифицировать на разные категории, т.е. представления о функциональном значении сновидений расширяется. Наиболее интересна для нас теория сновидений Платона, которая предвосхитила теоретический вклад Фрейда в области сновидений.

Уже в Древней Греции появляются представления о том, что сновидения могут вызываться как процессами, происходящими в теле, душевными волнениями, также могут быть связаны с внешними событиями в жизни человека, и сновидение – это возможность переработки всех этих впечатлений. Т.е. формируется более рациональный подход к сновидениям. В дальнейшем появляются естественно-научные концепции, связывающие сновидения с деятельностью головного мозга, рассматривающие его как жизненно необходимый физиологический процесс, при этом не придающие никакого значения содержанию сновидения.

Наконец, появляются концепции психологического толка, актуализирующие желание и попытки понять, что стоит именно за содержаниями сновидений, какие душевные пружины вызывают те или иные ночные образы. Также есть концепции, рассматривающие сновидение как психический феномен, как форму проявления творческого начала человека в попытке справиться с внешними или внутренними напряжениями.

Мы видим, что в отношениях со сновидениями присутствует дихотомия духовное –материалистическое. И всегда находятся сторонники одного или другого полюса, в зависимости от мировоззрения человека. Все-таки сновидение довольно эфемерный феномен, который сложно определить и зафиксировать в каких-либо четких конструктах, понятиях. Сновидения – это то поле, которое допускает разность подходов, трактовок, способов понимания. Мы не можем четко определить его рамки – что да, сновидение – это только это или только то. Здесь всегда возможно движение между разными полюсами, разными подходами.

В любом случае, понимание природы сновидений и толкование их определяется господствующими в данной культуре представлениями, мифами, ценностями. В разных культурах и даже в разных религиях феномен сновидения определялся совершенно по-разному.

В этом смысле природа сновидения как бы ускользающая для нас. Как отмечает Н.Малькольм, известный американский философ, сновидение - принципиально неверифицируемый индивидуальный опыт, для описания которого мы используем не вполне адекватные языковые средства, и поэтому мы не можем отождествлять само сновидение и то, что рассказывает о нем сновидец. Т.е. это явление, которое происходит не в состоянии бодрствующего сознания, а в состоянии сна, а исследование сновидения предполагается в опыте бодрствования.

Способ понимания феномена сновидения и его трактовки определяется не только типом культуры, но также и внутренними установками человека, его внутренней картиной мира. Принимая в расчет это обстоятельство, по мнению И.А.Бесковой - современного русского философа, в отношении сновидений и их символизма мы можем применять любые теоретические построения. В силу этих причин, действительно, очень сложно четко определить сущность такого сложного и загадочного явления, как сновидение, дать определение этому понятию.

Но, в любом случае, несмотря на сложность определения этого понятия, существуют культурные пространства, в которых сновидение может быть исследовано, где может раскрываться его творческая природа и это может нам очень многое дать – это области, связанные с художественным творчеством, философская мысль, лингвистика, антропология, и, конечно, психология и психотерапия.