Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Новослободская,
ул.Селезневская, д.11а с.2

Аналитическая психология К.Юнга и сновидения

К.Юнг в отношении к сновидению стоял на других позициях, чем З.Фрейд. В понимании Юнга основная задача сновидения – это наладить контакт, диалог между сознанием и бессознательным. Эти две области не равнозначны, но контакт между ними важен для психологического здоровья и равновесия человека.

С точки зрения Юнга, с помощью сновидения бессознательное посылает важные сообщения сознанию, и задача аналитика помощь сновидцу услышать, понять, воспринять эти послания, научиться им следовать в своей жизни.

В юнгианском аналитическом подходе сновидения ничего не маскируют, не искажаю, сновидения просто используют другой язык, не понятный сознанию. Т.к. сознание ограничено, оно занимает очень незначительную область, а бессознательное дает очень много, оно управляет нашей жизнью, поэтому сновидения помогают локализовать тягостные напряжения, возможные рассогласования, диссонансы между сознанием и бессознательным.

Человек пытается своей жизнью управлять, но без понимания подсказок бессознательного, без того, чтобы выстроить отношения между сознанием и бессознательным ничего не получается.

Для Юнга очень важно понимание языка бессознательного, который проявляется не только в сновидениях, но также в сказках, древних мифах, легендах, ритуалах, религиозных обрядах. Все это – отражение языка коллективного бессознательного. И для понимания языка сновидений мы можем опираться на наше знание мифов, сказок и старинных обрядов.

Символизм в аналитической психологии К.Юнга имеет основополагающее значение. Символ в аналитической психологии понимается иначе, чем в психоанализе. Работу с символами в психоанализе Юнг считал работой с универсальными знаками. По Юнгу, толкование символа может быть бесконечным, т.к. здесь нет объективности, и символ может вмещать в себя очень много.

Юнг выделил механизмы образования сновидений. К ним относятся контаминация (сочетание несочетаемых в реальности образов или событий, преобразующиеся в фантастические образы или нереальные события), конденсация (сочетание разных элементов в одном), дублирование (повторение или удваивание одного и того же элемента, чтобы подчеркнуть его значимость), конкретизация (представление комплексов или архетипов бессознательного в персонифицированной форме, например архетип тени в виде темной фигуры), драматизация (выражение содержания в форме драматического повествования с экспозицией, фабулой), а также некоторые архаические механизмы, которые переводят бессознательные содержания в архетипические формы.

Для понимания символизма сновидений Юнг использовал метод амплификации, который используется как на индивидуальном уровне (личность сновидца), а также и на коллективном (уровень коллективного бессознательного, культурного слоя) и трансцендентном (уровень архетипов психики). Получается очень широкий диапазон рассмотрения различных смыслов, которые может содержать в себе сновидение.

Применение метода амплификации связано с символической функцией психики. Он позволяет прояснить значение того или иного фрагмента в жизни сновидца, в его фантазиях или сновидениях, который носит явно символический характер. Метод амплификации позволяет прояснить значение символа, когда исследуется много различных ассоциаций к исследуемому символу.

Т.к. центральный мотив в аналитической психологии – индивидуация, основная цель работы со сновидением – это поиск путей для индивидуации человека, где бессознательное как проводник к этой индивидуации.