с 10:00 до 22:00
Ежедневно
г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5
В современном мире человек подвергается огромному количеству стрессов, массированному информационному давлению, формы, образ и ритм жизни далек от естественных, из-за чего способность противостоять неблагоприятным внешним факторам может снижаться, наших естественных защитных сил организма может не хватать, чтобы справиться со всем этим.
Поэтому сегодня очень актуальна тема психической травмы, травматизации, наносящей ущерб психологическому и физическому здоровью человека.
Что имеется в виду, когда мы говорим "психическая травма"? Понятие «травма» мы используем для обозначения любого переживания, вызывающего непереносимые душевные страдания. Человек живет, организует свою жизнь и деятельность и в целом справляется со своими задачами и сложностями. Но в какой-то момент давление обстоятельств или травмирующие случайности могут выбить человека из колеи, и тогда обычных защитных механизмов психики, на которые опирался человек, вдруг оказывается недостаточно. Тогда мы говорим о психической травме.
На что здесь важно обратить внимание?
Реорганизация внешней травмы в самотравмирующую силу
В психиатрии и психотерапии давно отмечено, что психическая травма вызывается не только, а иной раз и не столько внешними событиями.
Что происходит вслед за травмой? Это очень важный момент. Человек сталкивается с удручающими обстоятельствами, и затем начинается внутренняя работа психики, включаются защитные механизмы и человек пытается как-то справиться с травмой. Что из этого произрастет – никогда заранее не известно. Этот процесс может протекать по-разному у того или иного человека. Но, когда мы имеем дело с психической травмой, мы можем наблюдать следующую динамику этого процесса:
При неблагоприятном стрессовом воздействии, превышающем возможности человека справиться с ним, психика начинает трансформировать эту внешнюю травматическую силу во внутреннюю самотравмирующую силу. В результате этой трансформации внешняя сила становится внутренней, и человек уже страдает не от внешней травмирующей силы, а от своего собственного воспроизведения ее.
Чтобы представить этот процесс, в психотерапии в качестве метафоры используется медицинский термин малигнизация – озлокачествление, злокачественное перерождение, процесс преобразования клеток доброкачественного образования в злокачественную опухоль, т.е. организм борется против самого себя.
О чем идет речь в случае психической травмы? Будучи неспособным справиться со столь интенсивным стрессовым воздействием и реакцией на него, человек переходит с обычных защит, принятых в данном культурном сообществе, на более архаические защиты, на так называемые защиты примитивного уровня, отличающиеся высокой сопротивляемостью к изменениям и воздействиям. Т.е. мы можем наблюдать сильную регрессивную динамику в организации психики.
С этим процессом связаны психопатологические или психосоматические симптомы, сопровождающие психическую травму. Симптоматика может быть чрезвычайно обширна и разнообразна.
Принимая во внимание это обстоятельство, мы можем теперь понять, почему так сложно порой бывает помочь человеку в состоянии острой психической травмы, и почему не действуют обращения к рациональной части личности человека. В такой ситуации от окружающих требуется сострадание, терпение и понимание.
С этим феноменом связан и следующий важный момент, на который нам необходимо обратить внимание.
Уровень непереносимости стресса и фрустрации индивидуален
Дело в том, что уровень непереносимости стрессовых воздействий для каждого человека является глубоко индивидуальным. Кто-то может очень много перенести, и никак не повредиться при этом, а другой человек совсем от незначительного препятствия пострадает, причем с глубокими последствиями.
Почему так происходит? Во-первых, реакция человека на стресс в большой мере зависит от конституциональных факторов. Не секрет, что одни люди более чувствительны и менее устойчивы, другие более устойчивы и толерантны к внешним неблагоприятным влияниям. Таким образом, на то, каковы будут последствия травмы будет влиять личность человека, его индивидуальные особенности, а также история развития.
Следующий момент, определяющий нашу реакцию на травматическое воздействие – предшествующая травме история жизни, в опыте которой имеется травматический опыт.
Не обязательно, что человек помнит травмирующие события, но может и помнить. Эти события, оказавшие когда-то травматическое воздействие, но не будучи пережитыми, переработанными и интегрированными в психическое пространство человека, вызывая сильный отклик на внешне схожий травматичный фактор, тем самым усиливая реакцию на актуальное травмирующее событие. Таким образом, в данном случае актуальное травматичное событие конденсирует предыдущий травматичный опыт, является своего рода триггером, запускающим массированную реакцию организма на все предшествующие травмы.
В случае, когда связь интенсивной психопатологической или психосоматической реакции человека и травмирующей ситуации не очевидна, тогда для нас важно исследовать предыдущий опыт жизни, чтобы обнаружить исток столь интенсивных реакций человека на неблагоприятные обстоятельства.
Об этом пишет Зигмунд Фрейд: «При травматическом неврозе причиной болезни является не ничтожная физическая травма, а сам испуг, травма психическая… Бывает, что обстоятельства, сами по себе, казалось бы, безобидные, за счет совпадения с действительно важным событием или моментом особой раздражительности приобретают значение травмы, которое не могли иначе приобрести, но которое с тех пор сохраняют».
Как пережить психическую травму
В ситуации психической травмы человек сталкивается с чувством беспомощности, иногда доходящим до чувства угрозы безопасности, угрозы жизни. Эти чувства могут порождать у человека разнообразные формы избегающего или ограничительного поведения. Человек избегает похожих мест, встреч, общения, ситуаций, мыслей, чувств, воспоминаний. Это может приводить к блокаде психических процессов, усиливая патологическую симптоматику.
Поэтому самое важное в работе с психической травмой – это возможность эмоционального, аффективного отреагирования травмы. Возможность прожить и пережить травматические воспоминания, опыт в диалоге с близким или психотерапевтом.
Человек будет долго ходить по кругу, возвращаясь к болезненным воспоминаниям, извлекая все новые и новые подробности и нюансы. Не нужно этому препятствовать, говорить, что хватит, довольно, отвлекись. Напротив, важно дать этому процессу развернуться и возможность прожить его, пытаясь переосмыслить, перечувствовать этот опыт. Этому процессу нужно дать столько времени, сколько потребуется. И постепенно боль будет смягчаться,
Конечно, такой процесс лучше проживать не в одиночку. Нам нужен другой, который поможет справиться, пережить этот болезненный опыт, проявить сочувствие, понимание и сопереживание.
Следующий важный шаг - постепенное смягчение архаичных, жестких защит и восстановление нормальных защит. Это значит, что постепенно человек возвращается в свою жизнь, в свой мир, к обычному порядку жизни. Этот переход не нужно торопить, все произойдет в свое время. Но потихонечку восстанавливать утраченные связи с миром, с друзьями, коллегами, работой, делами. Не перегружая себя излишне, поначалу следуя программе минимум. Дайте себе время, исцеление наступит.
Действуя таким образом, не насилуя себя, но возвращая постепенно к нормальной жизни, начнут восстанавливаться утраченные смыслы и связи существования, которые прежде были утрачены, отвержены, попраны травмирующим потоком событий.
А главное – верьте в себя. Желаю Вам здоровья и успеха!
Если Вы оказались в сложной жизненной ситуации – Вы можете обратиться ко мне за помощью.
Голенева Лада Викторовна – психолог психоаналитик. Тел. +7 909-958-07-49. Авторский телеграмм канал https://t.me/LadaBereg