Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Работа со снами - всегда ли необходимо толковать сновидение?

Когда, проснувшись утром, мы вдруг вспоминаем приснившийся этой ночью сон, нам непременно хочется его разгадать, узнать, что же этот сон сулит нам. И это понятно – ведь так хочется все держать под контролем, и даже собственные сны... Но всегда ли нам нужно истолковывать сновидения? И может сон может дать нам нечто большее, чем определение сновидческих образов в две графы: «к хорошему» или же «к плохому»? Это напоминает игру в «орел или решка».


Таинственный и древний мир

Сновидения – мир таинственный, мир зазеркалья. В определенном смысле к сновидению можно применить метафору зеркала. Действительно, если рассматривать наши сновидения подробно, мы увидим, как искусно и причудливо они отражают нашу дневную жизнь, все наши чаяния, помыслы, предубеждения. Вся дневная жизнь отражается в этом зеркале. Иногда это зеркало кривое, искажающее, в другие моменты отражающее довольно точно. Так происходит потому, что в сновидении мы встречаемся с нашим «ночным Я». Это то же наше Я, но не совсем.

Наше ночное Я видит всю нашу жизненную ситуацию иначе, по-другому расставляет акценты. Ценности нашего ночного Я и дневного могут кардинально не совпадать. Оказывается, то, что было на заднем фоне нашего восприятия и не очень-то и значимо, для ночного Я может оказаться чуть ли не самым главным, или, наоборот – то, что нас так волновало в дневном бодрственном состоянии, сновидение опрокинуло, обесценив все наши дневные построения. Такое бывает часто.

Прежде чем начать истолковывать сновидения, мы изучаем язык нашего ночного Я. Но это не так уж и просто. Хотя если мы небезразличны сами себе, то можем себе это позволить. Изучая язык сновидений, нашего ночного Я, мы выходим из игры в «орел или решка», ускользаем от этой однозначности, и оказываемся в роли Али Бабы перед пещерой с сокровищами.

Когда мы находимся в погоне за истолкованием того, что может сказать нам сновидение, озабочиваясь конкретными и буквальными смыслами, мы используем лишь малюсенький срез, упуская иные возможности сновидения, богатые и многосторонние. Пытаясь привязать сновидение к редуцирующему истолкованию, мы пролетаем мимо сновидения на ракете, и вместе со сновидением пролистываем и наше ночное Я, а это уже не шутки! Язык сновидения гораздо тоньше и сложнее, нежели нам это предлагают разнообразные толкующие сновидения сонники, он не такой однозначный. 


Работа со сном и работа сна

Сновидение – это ночная психотерапия. Оно действует как лекарство для нашей души – то успокаивает, то возбуждает, в иных ситуациях пробуждает к жизни и активности, в других – вытягивает из нас тягучие и застоявшиеся впечатления и переживания, сгустки аффектов и чувств, которые будучи запертыми и задавленными, действуют уже отравляюще. Сновидение дает голос тем аспектам нашего Я, которыми мы пренебрегли, не придали значения, не оценили, а то и вовсе испугались и теперь избегаем.

Давая толкование сну по соннику, мы скользим по поверхности, как бы помещаем образы сновидений в ящики, в коробки конкретных понятий; мы сложили их в эти ящички, закрепили за каждым свой ярлычок, закрыв от себя тем самым сокровища, которые лежат в пещере и ждут нашего прихода. Эти сокровища все лежат и ждут нас…

Ночью мы засыпаем и видим сон, а наше ночное Я в это время в дозоре, оно без устали ткет ткань наших сновидений, пробуждая спящие скрытые аспекты нашего Я, наших «спящих красавиц» и «спящих красавцев», творя сновидение для нас, вернее, для нашего дневного Я. Иногда эта сновидческая нить обрывается – и тогда это сновидение запечатлевается в нашей памяти. Сновидение мы творим не только ночью, но, проснувшись и пытаясь его вспомнить и восстановить – тем самым мы продолжаем творить это сновидение, по пути реконструируя его. Это место встречи нашего ночного и дневного Я. Вот они и встретились.

Сновидение - это пространство мифа, пространство сказки. Исследуя сновидение, пытаясь проникнуть в его суть, мы раскрываем двери для нашего ночного Я, которое любит слушать сказки, а еще больше самому их сочинять и истолковывать. Переживая образы сновидений, пытаясь их понять, прочувствовать, мы входим с ними в резонанс, и они начинают нам кое-что приоткрывать. Мы отталкиваемся от этих образов как от трамплина, но летим не вверх, а вглубь: вглубь самих себя – навстречу смыслу и пониманию себя, своей жизни, туда, где мы можем обнаружить истину о самих себе. Неужели об этой истине сообщат нам сонники?


В чем искусство толкования сновидений

Искусство толкования сновидений - это искусство спуска в ночной мир, в мир зазеркалья, в мир нашей памяти, воспоминаний, фантазий, в мир переживания. Это особое душевное состояние, которое мы пытаемся почувствовать в себе, почувствовав себя; и тогда мы начинаем понимать язык сновидений. Вернее, тогда он открывается нам. 

Мы становимся как охотники. Ведь хороший охотник, проникнув в лес, ощущает себя частью этого природного мира, можно даже сказать, что в какой-то мере он сливается с этим лесом, он вбирает в себя окружающее пространство, иначе не отыщет следов, ничего не услышит, ничего не увидит, не найдет ничего, и вернется домой пустым. А кому это интересно? 

Сновидческие образы можно рассмотреть как след. След, который приведет нас куда-то, может быть, в нужное место, а может, и нет. Сам поиск может нас обогатить, мы можем найти – а можем не найти, но поиск нас обогатит в любом случае. Излишне утилитарный и прагматичный подход может только помешать. Если мы позволим себе удовольствие воображения и размышления без того, чтобы привязываться к конкретной и ощутимой пользе от этого процесса, тогда ночной шепот сна окажется той дорожкой, которая приведет туда, куда нам и нужно. 

Мы использовали образ зеркала в качестве метафоры сновидения. Это зеркало, которое может казаться нам лишь холодной, отражающей поверхностью, по которой мы способны скользить взглядом; странной головоломкой, путающей нас, иногда пугающей, сбивающей с толку. А может оказаться тем волшебным зеркальцем из сказки, которое выводит нас на нужный след – след собственного Я, такой процесс обостряет наши чувства и интуицию, понимание происходящего с нами в жизни вообще и в текущей ситуации. В результате этих движений вглубь мы становимся более открытыми, способными доверять себе, доверять чувствам и интуиции, доверять ситуации, доверять миру.