Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Возвращение к истокам. О сновидениях, регрессии и психоанализе

Два мира – Две реальности - Архаика и Современность



Каждый раз, когда мы говорим о сновидениях, невольно мы разворачиваемся лицом к древности и к наиболее архаичным пластам человеческого существования. Ведь в жизни древних людей сновидения играли особую, знаковую роль. В древности люди воспринимали сновидения как письмена, важные послания из иных, вышестоящих миров, не подвластных обыденному дневному сознанию.

Вообще, древность, архаичность - терпкая питательная среда для нашего душевного мира. Это очень интересная фантазия – как человек современный припадает к тайнам древних культур и сообществ, пытаясь их предугадывать, исследовать, где-то сочинять, попадая тем самым в зону повышенной творческой интенсивности и особого умонастроения.

Что-то похожее с нами происходит и в ночных приключениях сновидений. Спускаясь в тенеты сна, мы открываемся каким-то иным пластам психики, в которых психика граничит с органикой, и в которых мы дышим одним воздухом с древним человеком.

Проснувшись поутру, пока сон окончательно не рассеялся, мы все еще ощущаем на себе это дыхание – странное присутствие непонятного, неразгаданного, удивляющего своей причудливостью связей и фантастичностью сюжетизаций. Днем мы движемся по траекториям современности, а ночью возвращаемся в древний и загадочный срез снов – причудливой игры нашего ночного ума.

Архаика и новизна. Сочетание архаики и новизны – это самое интересное. Что же с нами приключается и как это можно помыслить? Остались ли следы связей между нами и древними людьми? Нужны ли нам эти связи? Эти вопросы возникают, когда мы думаем о сновидениях и еще о том, что же осталось современному человеку в наследство от древних, о том, насколько у человека современного сохранилась потребность в связи с сакральным, космическим, есть ли вообще желание мифического постижения себя и мира. Или и без этого неплохо.

О снах, о психоанализе и о космогоническом мифе



Естественно, что тема сновидений обращает нас к одному важному проявлению не только человеческой жизни, а всего живого вообще – к ритму. К Его Величество Ритму!

Йоги говорят нам о ритме Вселенной. У всего существующего есть ритм. Живое бытийствует в ритмах, им подчиняется, ими руководствуется. Нам известно, что каждая клетка организма находится в постоянной ритмической пульсации.

Ритм есть нечто большее, чем простое чередование неких импульсов и процессов, он есть некое основополагающее первоначало, которое организует, структурирует, задает координаты рождения, движения, развития, умирания. Это бездонная и безграничная система, удерживающая целостность живых систем и организмов, а также обеспечивающая чередование жизненных процессов.

Ритм – мощная сила, к которой с древнейших времен обращались люди. Еще древний человек пытался улавливать законы ритмических построений, пронизывающих пространство и время жизни. В чередовании ритмических построений природы древние видели отражение особенностей человеческой психологии. Все происходящее с сообществом древние люди переводили на язык ритма, и с его помощью создавали свою картину мира, систему представлений, на основании которых формировалась идентичность сообщества.

На наблюдении и изучении ритмов природы и окружающих природных и космических явлений основывались мифы и представления древних людей. К их числу относятся, в первую очередь, космогонические мифы, т.е. мифы о творении мира, а также связанные с ними эсхатологические мотивы, описывающие процессы гибели мира, его завершения.

Важно отметить, что космогонические и эсхатологические мифы всегда связаны – в них символически отражаются образы рождения и умирания. Мир рождается, причем момент этого рождения относится к особому мифическому времени, в котором действую сакральные силы. Затем мир живет в историческом, профанном времени. Пройдя определенный виток развития, мир умирает, возвращаясь в первоначальный хаос, из которого когда-то, в мифические правремена был сотворен. Процесс разрушения также соотносится с мифическим сакральным временем. Но вслед за апокалиптическим разрушением происходит новое начало, т.е. новое рождение, возрождение. Согласно представлениям древних, благодаря этому круговороту мир пребудет вечно.

Главный ритм Вселенной – мотив умирания и рождения заново, что отражают космогонические и эсхатологические мифы. Этот ритм повторяется в разных временных метрах. Самые близкие и понятные нам циклы – это годовой цикл, связанный с движением Земли вокруг Солнца (ежегодное возрождение мира), а также смена дня и ночи.

Космогонический символизм описывает ночь как первоначальный Хаос, из которого каждое утро рождается солнце. Восход солнца воспроизводит космогонию, т.е. рождение существования. Вслед за окончанием и разрушением, которое символизирует ночь, каждое утро с восходом солнца происходит новое начало, рождается новый день.

Мы видим идею возвращения. Для архаичного человека речь идет о возвращении к истоку, к совершенному первоначалу, т.е. в мифическое, сакральное время (время без времени), в отличие от исторического (профанного) времени. Мысль древнего человека очень глубока, он придает огромное значение познанию начала, истока творения мира, и в этом видит смысл и значение, т.к. знание о начале вещей и явлений дает надежду на будущее, т.к. мир, хоть и разрушается, но каждый раз заново возрождается.

Итак, согласно логике нашего повествования, мы обратимся к дню сегодняшнему. Как же эти идеи и образы пересекаются с современностью, с нашим пониманием отношений со временем, с временной напряженностью и с вневременным, с трансцендентальным и трансцендентным? Как в нашей современной жизни преломляются представления архаичного человека о времени, временных циклах, и каким образом архаичные способы мышления проявляются у человека современного.

В своих работах известный философ религиовед Мирче Элиаде отмечает, что ценность познания начал характерна не только для архаических сообществ. И в этом смысле очень интересна практика психоанализа. Элиаде говорит о том, что действительный контакт современного человека с космическим, сакральным осуществляется через бессознательное, идет ли речь о его мечтаниях и воображаемой жизни или же о творческих сознаниях, возникающих из бессознательного (поэзия, игры, спектакли т.д.).

Психоанализ предложил идею возвращения человека к своим истокам, к истокам личной истории субъекта, сопоставляя этот возврат с возможностью обновления и возрождения существования, т.е. осуществления нового начала. (Отметим вскользь, что у Микаэля Балинта есть термин «новое начало» - как цель психоаналитической практики). Т.е. через регрессию и воспоминание мы познаем истоки личной истории, первоначальные события, определившее дальнейшее существование, открываем и проживаем драмы и трагедии, связанные с утратой «рая и блаженства» нашего первоначала. Человек переживает регрессию, он возвращается назад к тому, что было, к мифическому райскому времени и к тем событиям, за которыми последовала утрата рая.

В этой практике особая роль принадлежит сновидениям. Сновидения – измерение, игравшее колоссальную роль в архаичном мире, в жизни древнего человека. Согласно взглядам, характерным для древних традиций, сновидение обеспечивает вхождение в сакральное, общение с миром Богов и духов, с миром предков и мудрецов - с теми, кто знает…

День умирает, и все живое входит в сон – замирает, приостанавливает свою активность, это символическое умирание. Вхождение в сон отправляет нас к ритуалам древних, призванным обновлять мир, повторяя космогонию (рождение мира). Вхождение в сон буквально нас вводит в состояние так называемого regressus ad uterum (возвращение в материнское лоно, лат.).

Сновидение как regressus ad uterum (возвращение в материнское лоно)



Когда-то мы отправились в путь, это было прекрасное начало, полное надежд, сил и вдохновения. Мы долго шли, и теперь выдохлись. Мы нуждаемся в обновлении, чтобы новое начало вдохнуло в нас силы и энергию, которые мы утратили за время долгого пути, открыло нам новые смыслы и предназначения. Для этого ночь.

Ночь – особое время. Ночью мир меняется, он становится иным, другим. В ночи обычное, дневное сознание нам не помощник, оно нас подведет, - мы нуждаемся в особом, ночном сознании, которое позволит нам видеть и слышать шестым чувством, - наши глаза и уши становятся чувствительнее, восприятие острее.

Ночью мы видим и слышим нутром. Потому ночью оживает и становится заметным то, что не замечалось при ярком солнечном свете, и вот теперь все это сокрытое вдруг обретает ясность и глубину. Мы становимся ближе к себе, мы открыты мыслям и чувствам, запертым днем на засовы, и потому можем понять о себе гораздо больше в эти особые ночные часы.

Ночь вытягивает из нас нечто такое, чего мы сами о себе не знали. Она возвращает нас к истокам, к истокам самого себя. Мы двигаемся назад, идем в обратном направлении, как бы против шерсти, выпадая из временной протяженности. Мы оказываемся в совсем другом мире, в пространстве ирреальности, в ином сознании. Мы падаем туда, откуда проистекают мифы, творчество, поэзия и сексуальность, - мы погружаемся в мир бессознательного.

Сновидение – это мир бессознательного. Там мы превращаемся в зрителя, лицезреющего тайны сотворения новых миров из первоначального Хаоса, в который нас погружает Ночь, а затем выводит рождающееся из Ночи Утро. Ночной разум сплетает разноуровневые и разновременные воспоминания, осколки впечатлений и сгустки аффектов в пространственные движения, повинуясь некоему загадочному процессу, требующему своего завершения в сновидении. Кто управляет сновидением – это всегда тайна.

Итак, сновидение – это regressus ad uterum (возвращение в материнское лоно, лат.), возвращение в объятия нашей древней матери. Каждую ночь мы снова и снова должны проникать заново в материнское лоно, погружаясь в «первоначальный хаос», возвращаясь к хаотическому состоянию, предшествующему каждому новому сотворению. Древний разум придавал особое значение познанию начал, видя в этом возможность господства над вещами. Психоанализ тоже обращает нас к познанию начал, он учит нас припоминанию, с тем, чтобы прошлое не мешало настоящему и будущему, т.е. господству над собой и своим прошлым.

В давние-давние времена древний человек видел возвращение к истокам в переходе к хаотическому состоянию, из которого вновь рождается мир. Так и человек современный каждую ночь совершает эти вечные движения и падения в первоначальный хаос, и выходя из него утром обновленным, оснащенным новым пониманием себя.

Как пишет Мирче Элиаде о возвращении к истокам, что это единственное средство, которое древний разум считает эффективным в борьбе с разрушительным действием Времени. «Речь идет, в конце концов, об упразднении быстротекущего Времени, о «возвращении вспять» и о том, чтобы начать заново существование, со всем непочатым многообразием своих возможностей».

Итак, пространство сна и ночи воспроизводит для нас символизм нового рождения (смерти и возрождения). Сновидения –эти подарки организма, погружают нас в мир бессознательного, позволяя воссоздавать свою природу, возвращая нам полноту жизненного предназначения. И постепенно Ночь выводит нас к Утру - началу нового дня, а с ним и нового существования, новой жизни. В этом древнем ритме символически воспроизводится идея неисчерпаемости и безграничности сил и возможностей.