Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Женская идентичность – Лу Саломе и Мата Хари – кто мы в танце судьбы?

Книга перемен



Сегодня мы говорим о женской идентичности. Вопросы идентичности относятся к разряду непростых – что такое Я, кто Я, как я себя определяю, как этот опыт разворачивается во времени и разных пространствах.

Сложность этой темы проистекает из того, что в современном мире идентичность перестала быть чем-то самоочевидным, определяемым социальным и культурно-историческим контекстом жизни человека, принадлежностью к определенному кругу, семье, местом и временем рождения.

Раньше, в традиционных сообществах, в сословном, классовом обществе, особенно, в кастовом обществе, идентичность передавалась из поколения в поколение. Человек жил как бы в «статичной» реальности, в которой за одну человеческую жизнь мало что могло поменяться – общественный статус, образ жизни и мыслей. Общественный уклад сохранял устойчивое единство образа жизни, ценностей, целей, взглядов, жизненных правил и установлений. У женщины была своя роль в этом сообществе, у мужчины – своя.

Сегодня все обстоит уже иначе. В современной картине мира, в жизни сообществ постоянно возникает так много новых, сложных связей и систем, что нет уже устойчивого единства жизни. Мы становимся частью огромного количества сообществ, ритм жизни колоссально убыстрился. Люди за свою жизнь могут не единожды менять партнеров, вступать в новые браки, осваивать множество профессиональных ролей, сменять города для жизни и даже страны, менять принадлежность к тем или иным социальным группам. Что говорить, даже пол сегодня можно поменять, и те, кто не хочет быть мужчинами или женщинами могут изменить данный им природой пол.

Вокруг мы видим постоянные перемены. Вчерашний привычный пейзаж возле нашего дома сегодня может уже предстать совсем по-другому. Все как будто находится в постоянном движении. Особенно эти процессы заметны в городах.

Для описания происходящих с нами постоянных перемен возникают новые понятия - гибридной, множественной, смешанной идентичности. Т.е. мы наблюдаем процессы, связанные с размыванием механизмов идентичности, идентичность становится весьма условной категорией, которая может в любой момент поменяться.

В нашей сегодняшней жизни не хватает постоянства, которое дает чувство уверенности и опоры, переживание устойчивой картины мира. Многие авторы пишут о том, что «неизменные сущности в современном быстротекущем мире становятся все большим дефицитом». Сегодня идентичность – это не то, чем является человек, не его сущность, скорее, это роль или имидж, которая может произвольно поменяться в любой момент.

Одна из характерных особенностей самовосприятия человека в настоящее время – это возможность сознательно себя строить, изменять, и речь идет не просто о некоторых переменах, возможности улучшить характер, скорректировать недостатки, а именно о принципиальной возможности произвольно менять идентичность, т.е. быть совершенно другим, отрываясь от своей исконной сущности. Эти процессы, когда идентичность уже не тождественна сущности человека, могут порождать глубочайшие проблемы для человека.

Ведь идентичность и становится проблемой именно тогда, когда мы можем позволить себе ее выбирать, произвольно менять.

Таким образом, сегодня человека уже не устраивает просто жить свою жизнь, в связи с чем обыденная жизнь становится проблематичной. Да, именно так. Теперь люди не удовлетворяются просто жизнью, они ставят себе более сложные, высокие цели, они формируют себя и много требуют от себя. Зачастую люди фрустрированы «просто жизнью», и тогда возникает ощущение жизни на обочине.

Ну что тут скажешь. Мы осмелились возжелать большего.


Эпоха модерна – обновленные модели жизни, новые формы существования



Истоки этих явлений мы находим уже в начале 20 века. И в связи с этим мне хочется поговорить о двух очень интересных личностях, женщинах, ставших легендами своей эпохи – Лу Андреас Саломе и Мате Хари. Эти две женщины нарушили привычный предзаданный женщине того времени жизненный путь.

Лу Саломе – женщина, широко известная в мире современного психоанализа, создавшая отличающуюся от взглядов Зигмунда Фрейда теорию нарциссизма. Также она написала ряд книг, нашумевших в Европе тех лет.

 
Мата Хари – таинственная и загадочная обольстительница, покорявшая Европу экзотическими танцами, самая высокооплачиваемая танцовщица того времени, во времена первой мировой осужденная и приговоренная к смертной казни за якобы шпионскую деятельность.

Итак, писательница и танцовщица, философ и куртизанка, психоаналитик и шпионка – что же общего может быть между двумя этими столь разными женщинами.

Есть нечто такое, что сближает этих двух ярких женщин.

Ну, во-первых, они обе жили на стыке двух веков 19 и 20, их становление пришлось на конец 19 века, а более зрелая жизнь состоялась уже в веке 20. Их объединяет эпоха. Чем характерно то время?

Этот период ознаменовал окончание и уход традиционных ценностей. Начали меняться глубинные основы человеческой жизни, и, естественно, это привело к изменению в представлениях людей о себе, о своей жизни, о любви, о смерти, о семье, о жизненном укладе.

То, что раньше структурировало и организовывало жизнь людей - религия, мораль, право, эти институты уже не могли выполнять прежнюю роль. «Бог умер» - провозгласил Ницше, близким другом которого была одна из наших героинь – Лу Андреас Саломе.

Эпоха модерна провозгласила новые идеалы, новые ориентиры для людей. Скорость жизни начала убыстряться, - теперь было уже недостаточно вписаться в установленный отцами строй жизни, люди вынуждены развивать в себе способность приспосабливаться и ориентироваться в условиях переменчивости окружающей среды.

Появилось и больше личных свобод для человека. Отныне люди чувствуют себя более свободными – в возможности перемещения, выбора места для жизни, уже нет такой привязанности к родовому гнезду. Выбор способов жизни пары, появляются союзы вне церковных и гражданских установлений, появляются «тройственные союзы» (жизнь втроем).

Что еще характерно для этой эпохи? Меняется отношение к каждодневным обычаям и практикам, к обыденности. «Обыденная жизнь всегда кажется проблематичной маргинальным группам, но в начале нашего столетия эти сомнения стали определять атмосферу целых обществ» (Александр Эткинд).

Эта эпоха проявляет особый интерес к проблемам пола, проблемы пола начали интеллектуализироваться. Меняется отношение к сексуальной жизни, в определенной мере зарождаются сексуальные свободы, сексуальность отныне индивидуальное решение личности. Воздух того времени насыщен эротизмом. Модерн – время крайностей, полярностей, когда новое вступает в яркое противоречие со старым. По словам З.Фрейда это была «эпоха борьбы безграничной чувственности с мрачным аскетизмом».

И обе наши героини - Лу Саломе и Мата Хари – ярчайшие и типичные представительницы своего времени. Одними из первых эти талантливые женщины попробовали и осуществили самостоятельный проект собственной жизни, причем создали настолько яркие мифы о себе, что тем самым вошли в историю.

Шахерезада – сказительница, созидательница мифов



Что мы знаем об этих двух женщинах? В общем-то нам известно то, что они хотели донести до нас, то, что они хотели бы, чтобы мы знали о них.

Лу Андреас Саломе – женщина-легенда. Муза Фридриха Ницше, Пауля Рэ, Райнера Мария Рильке (я думаю, этот список можно и дополнить), сам Зигмунд Фрейд ею очарован. Великая собеседница самых талантливых и гениальных мужчин того времени.

Имя Лу Саломе окружено аурой эротики, страсти. Одна из самых известных ее работ – книга «Эротика» - ее мысли о проблемах любви. Саломе создает концепцию эротизма, основываясь на собственном жизненном опыте. И из этих описаний она предстает перед нами определенным образом. Она открывает себя миру в согласии со своей концепцией самой себя. Она объясняет себя другим людям в свете тех концептуализаций, которые сама же и порождает.

В итоге, имя Саломе окружено легендой страсти. И в ее работах много теоретизаций именно по вопросам любви, а также нарциссизма, которые связаны для нее воедино.

Из биографии Лу Саломе мы видим, что она свою жизнь выстраивает концептуально, также как свои теории. Похоже, что для нее ее жизнь и теории, которые она создает – нечто единое, поле для ее размышлений и интеллектуализаций, и для ее страсти в том числе. Возможно, тем самым она наполняла свою повседневную обыденную жизнь, раскрывая идею, что смыслы могут находиться в повседневности, они не где-то в трансцендентности, в духовных областях. И тогда каждый шаг может быть осмысленным.

Т.е. она пытается быть законодательницей своей жизни. Не объективированные установки кем-то и когда-то заданные определяют ее женскую роль, ее жизнь, сферу ее занятий и интересов, а она сама. Здесь нет четко означенного и предзаданного женского предназначения. Она находится вне конвенциональных рамок по отношению к своей гендерной роли, и готова к любым экспериментам в этом отношении.

А что другая наша героиня? Образ Маты Хари также для нас окружен легендами, которые она сама же и порождала. Женщина, которая рано вышла замуж и родила ребенка, и начало ее жизненного пути укладывается в те стандарты и предписания в адрес женщины, характерные для той эпохи.
Но в какой-то момент Мата Хари (это ее вымышленное имя, впрочем, как и много в ее биографии), разочаровавшись в браке, пускается в странствие по своей жизни, наполненное приключениями и авантюрами. Она круто меняет маршрут.

Эта перемена сопровождается новой версией самой себя. Она берет себе новое имя – Мата Хари, это ее артистический псевдоним, с которым она выступала в качестве танцовщицы. Она придумала себе легенду, выдавая себя за принцессу, дочь знатных и известных людей королевской крови, и много еще чего придумала о себе. Мата Хари мистифицировала всю свою жизненную историю, начиная с рождения. Танцы, которые она исполняла на подмостках Парижа она объявляла настоящими священными танцами Востока, которые она изучала с детства.

Надо сказать, что вся эта мистификация имела невероятный успех. Это принесло ей известность, деньги. Она обзавелась хорошими связями. В круг ее почитателей входили весьма высокопоставленные лица. Также она преуспела в роли куртизанки. Известно, что она, состояла в связях с многими высокопоставленными военными, политиками, влиятельными лицами Франции и Германии.

Итак, мы видим, как обе женщины сочиняют миф о себе. Вернее, даже не просто сочиняют, а творят его своей жизнью. Обе понимают и чувствуют архаику, используя ее в качестве материала для своей жизни, а также для мистификаций своей жизни, для приведения ее к некоему порядку, им одним ведомому.

И Мата Хари, и Лу Саломе не следуют традиционному женскому пути, не ставят себе задачу брака, семейной жизни, воспитания детей как чего-то обязательного в жизни женщины. Обе они следуют свои собственным устремлениям, воплощая в своей жизни свои интересы, изживая ранние истории, создавая новые, неповторимые жизненные сюжеты.

Наши героини - создательницы мифа о себе. Мы видим, насколько сильно влияние эманаций их дарования на то, как они жили. И Лу Саломе, и Мата Хари подобны художникам своей жизни, своей судьбы, они писали самих себя так, как художник пишет картину.

Танец семи покрывал – загадка индивидуации



Интересно, что в жизни обеих героинь весьма сильна эротическая составляющая, их жизнь буквально пронизывается эротическими эманациями. Эротические восточные танцы Маты Хари, ее романы и любовные связи, сам облик обольстительной красавицы, окутанной тайной. Прекрасная Лу Саломе, очаровывающая мужчин и своей красотой, и своим не менее прекрасным умом, способностью тонко чувствовать и понимать мужчину, слышать его как никто другой.

Видимо, это характерная особенность времени модерна. Женщины того времени, заявившие о себе миру, ставшие известными и успешными, в той или иной степени были окружены чем-то этаким – эротичным, загадочным мерцанием чувственных и любовных эманаций.

Обе дамы заворожены темой пола, мистикой пола. Но для Лу важны «философские эманации любви» (как это выразила Юлия Синеокая), она говорит о любви, испытывая страсть и вызывая ее в других, разворачивает эту историю в дискурс, с словесную риторику. Для Саломе характерна интеллектуальная поглощенность мужчиной, и она стремится к интеллектуально-духовным союзам с мужчинами. Мата Хари отдается страсти иначе, в ее связях с мужчинами присутствует чувственная подоплека, она выражает себя телесно, тело говорит за нее, и тело говорит о страсти и о любви.

Эротические эманации для Лу Саломе и Маты Хари осуществляют свой ток по-разному. Образ Лу окружен интеллектуальными эротизмами, ее страсть в большой мере сублимирована, она эротизирует интеллект. 


В то время как Мата Хари полностью погружена в мир телесности, чувственности, ее страсть всецело удерживается в телесном всемогуществе. Она танцовщица, к тому же куртизанка, и тело ее артикулирует эротизм, она осуществляет телесную риторику, в которой тело и источник, и цель, и средство одновременно.

Это тема власти тела. Образ тела для Хари – основа, фундамент становления и разворачивания всех последующих сюжетизаций в ее жизни. И, видимо, не случайно, что именно на ее тело и произошло «нападение» - она была приговорена судом мужчин к расстрелу (приговор был вынесен по сфабрикованным уликам).

Можно сказать, что жизнь этих двух прекрасных женщин была наполнена, напитана воздухом эротики, и мужчины как мотыльки слетались на эти эманации эротизмов.

В этом смысле очень привлекает ассоциация имени Саломе – по схожести звучания возникает образ библейской красавицы Саломеи, которая танцевала перед царем Иродом свой танец семи покрывал, и покорила царя своим изумительным танцем (и молодостью).

 
Эта аллюзия разворачивает нашу мысль к образу танца. Но при этом мы уходим от библейских смыслов сюжета о Саломее. В поле нашего интереса танец как метафора судьбы женщины, как попытка раскрытия фантазма о себе, желание прожить свою собственную историю, обнаружив истинное желание. Покрывала же – метафора раскрытия сущности, своей сокровенной сути, которую надо познать, столкнуться с этой истиной о себе, чтобы затем развернуть в пространство символического.

Мы можем помыслить метафору танца как опыт становления, возможность раскрывания и проживания собственного фантазма, обретения координат судьбы, вписывания в ее ритмы, овладевания движениями танца, чтобы стать искусными танцовщицами собственной судьбы.

Лу Саломе говорила о любви, это был танец слов любви, поиск означающих в живых сгустках страсти и любовного очарования. Мата Хари танцевала любовь, призывая мужчину своим телом, и завершая эту историю в сексуальном акте. Диониссические ритмы они познавали и артикулировали по-разному, каждая шла своим уникальным, неповторимым путем.

Танец умов и танец тел

Мата Хари осуществляет свое движение судьбы как бы от тела, от телесной субстанциональности. Лу Саломе – интеллектуалка, она пытается интеллектуально прочувствовать и ухватить суть, разгадать свою собственную загадку, загадку своей судьбы. Они схожи в посылах, но осуществляют план это на разных уровнях жизни, на разных пластах своего существа, с разных высот, при этом пытаясь следовать своей органике, совершая усилия по собиранию воедино своей жизни через эротизм, будучи обусловленными собственным фантазмом.

Еще одно интересное сопоставление. То, что у одной было в избытке, не хватало у другой. Для Лу тема тела сложно артикулировалась. В своих исследованиях она постоянно говорит о поисках возможности для направления эротизма по пути сублимации.

Что касается Маты Хари, телесная субстанция распространилась на всю протяженность ее жизни, при этом интеллектуально не задействована. Она слишком легка, легковерна, легкомысленна, даже доверчива. Она подобна бабочке с легкостью порхающей от одного цветка к другому, при этом не рефлексируя траекторию своего полета, не думая и не предполагая, что далеко не все разделяют ее миф о самой себе, не все настолько очарованы ее мифическими мистификациями и телесными экзальтациями. Что, собственно, и привело ее к гибели.

Танец семи покрывал – как попытка разгадать загадку судьбы. Мы ищем загадку своей судьбы, иначе ее прожить невозможно. Возможно, для Лу Саломе, как и для Маты Хари краеугольным оказалось некое самоосуществление - остаться собой, стать самой собой. Эта идея идет еще из античности (почему мы и говорили об архаике, еще один отзвук эпохи модерна). Их внутреннее существование раскрывалось в сюжетных порождениях каждодневной жизни. Женщина, которая сама определяет себя, свою судьбу, жизнь, свое положение. Я решаю, что будет. Можно представить, что они обе осуществляли в опыте любимый афоризм Ницше: Стань тем, что ты есть (что касается Лу – это так и есть).

Как это у них получилось и к чему привело у одной, и у другой – вопрос сложный и неоднозначный, требующий более глубокого исследования для понимания. Но бесспорно то, что Лу Саломе вошла в историю как одна из самых ярких и талантливейших женщин, возлюбленная и муза многих гениальных мужчин.

Сегодня мы знаем и о Мате Хари, хотя с момента ее смерти прошло уже более 100 лет, но она сумела войти в историю будучи простой танцовщицей, это редкость. Мата Хари сумела породить одну из ярчайших легенд 20 века.

И что же мы - современницы, удивляющиеся и размышляющие сегодня о загадочных траекториях судеб этих двух женщин. Возможно, их опыт может нам подсказать кое-что. Во всяком случае, мы можем побыть в очень непростых и интересных вопросах для себя.

Кто я в танце своей судьбы? Насколько я ведома судьбой или судьба ведома мной? О чем мне говорит тот танец в моей жизни, который есть сейчас? Насколько я овладела этим танцем? Как соединять и удерживать сказительницу и танцовщицу в себе? Какой миф готов воплотиться, когда я испытываю запретную тягу к этому?

Иной вопрос стоит тысячи ответов… Поиск вопросов, способных размыкать засовы в нашей судьбе, раскрывать нашу способность мыслить и чувствовать, оказывается более продвигающим, чем ожидание готовых ответов. Может быть, Вы и сами откроете для себя важные вопросы-отмычки, стоящие времени и усилий.

Желаю Вам проникновенных и одаривающих находками размышлений.

(5)