Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

«Спокойный» мир психосоматики - помощь психолога

Психосоматические расстройства - помощь психолога. Лечение психосоматики психологическими средствами

Почему возникает психосоматика?

Психосоматика — это телесные проявления психологических проблем. Психосоматическое расстройство и психосоматическое заболевание возникает, когда человек реагирует на людей или события не движениями своей души, не эмоционально выразительным откликом, а он по каким-то причинам вынужден реагировать своим телом: определенными соматическими функциями или органами своего тела.

Если у Вас есть опасения, что заболевание, от которого Вы страдаете, вызвано психологическим состоянием, тогда лучше всего обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, и начать проходить курс психотерапии. Очень важно - не игнорировать Ваше психологическое состояние, а обратиться за психологической помощью, чтобы найти новые возможности и пути для облегчения состояния и души, и тела.


Вы страдаете от психосоматических расстройств? У Вас есть основания полагать, что Ваше заболевание вызвано психологическими факторами? Звоните +7 (909) 958-07-49 и мы обсудим Вашу ситуацию.

Голенева Лада Викторовна - психолог, психоаналитический психотерапевт, оказание психологической помощи при психосоматике.

Авторский телеграмм канал https://t.me/LadaBereg


Самоуспокоительный мир психосоматики

Что такое психосоматика? Болеет тело, а причины - в душе. Термин "Психосоматика" происходит от двух греческих слов "Psyche" (душа) и Soma (тело). Т.е. психическое состояние напрямую связано с физическим самочувствием.

Психосоматический пациент может не видеть никакой связи между состояниями своей души, своими настроениями, нерешенными жизненными сложностями, плохими отношениями с близкими, общей неудовлетворенностью жизненной ситуацией и нарушенным состоянием тела, телесным страданием. Он может говорить о том, что ему не везет, что он переутомлен, напряжен, находится в стрессе, жаловаться на нехватку денег. В особой степени он будет обеспокоен своим физическим самочувствием, функционированием своего тела, отдельных органов. Но при этом человек может избегать думать о своем душевном состоянии, отмахиваясь от истинных причин своего дискомфорта.

Проблема психосоматики обращает наше внимание на связи тела и психики. Двойственные отношения между психикой и сомой - этот таинственный переход от психического к телесному, который пытался исследовать еще Зигмунд Фрейд. В какой момент у человека возникает риск тяжелой соматизации в обход ресурсов психики, психическому проживанию болезненного опыта? Почему при наступлении травматического события или кризиса человек вместо психической драматизации прибегает к драматизации соматической, к проживанию событий телом, сбрасывая тем самым в него всю свою неудовлетворенность и боль?

Тело – это контейнер, сосуд, который вмещает все в себя, все принимает в себя, все переваривает и перерабатывает – пищу, информацию, события, все впечатления от жизни, переживания, горести, дает новую жизнь. В нем зарождаются все планы и надежды, и в него же все и возвращается – т.к. сухой остаток от всех пережитых потрясений, бурь и штормов жизни человека оседает в теле.

Наши эмоции связаны с телом, фактически на самом глубинном архаичном уровне они тоже тело, эмоциональные реакции первично зарождаясь в теле, постепенно преобразуются и переходят на психический уровень – на уровень восприятия и репрезентаций.

Психосоматическое расстройство – это неудавшаяся попытка справиться с «неугодными» ощущениями, аффектами, эмоциями. Блокируя подлинные чувства, человек делает вид (обманывая самого себя) как будто их нет, – в результате связь тела, разума и чувств нарушается. Тем самым человек блокирует большую часть своего психического потенциала, лишая себя сил, энергии и драйва.

В центре проблемы психосоматики находятся отношения между аффектами и процессами соматизации. Самоуспокоительный мир психосоматики лежит в основе нарушенных связей между телом, разумом и чувствами, а разрыв этих связей, в свою очередь, является причиной телесных недугов, психосоматических заболеваний.

В жизни мы можем наблюдать попеременные движения между психическим и соматическим состоянием человека, обнаруживая их парадоксальную связь. Зачастую человек испытывает облегчение, когда в психологически напряженных для него обстоятельствах он вдруг заболевает. Соматическое переживание как будто подменяет собой психическое переживание и боль, давая человеку некоторое облегчение. Психическое напряжение становится болезнью тела - это позволяет уняться тревоге или болезненным чувствам, помогает найти некоторую точку опоры и самоуспокоение – болезнь все объясняет: теперь понятно, почему человеку плохо – он же болен.

Загадка боли

Когда накрывает интенсивная боль, каждый из нас начинает ощущать себя слабым, уязвимым и беспомощным перед этой таинственной силой внутри, перед этим загадочным внутренним «нечто», которое подобно черной дыре, пожирающей нашу жизненную энергию. Сокрушающий импульс боли разрушает связность любого суждения, делает абсурдным любое объяснение и бесполезной любую попытку упорядочения, сбивает нас с ног, разметая цели и планы.

Перед лицом боли человек сталкивается со своей слабостью и ограничениями. Когда человек не может вынести свою боль, не способен ее присвоить, принять, он проявляет пассивность по отношению к болезненному событию, тогда боль не поглощается и не перерабатывается психикой, и этот опыт не усваивается человеком, он не учится на этом опыте. Психосоматический симптом выполняет в этом случае функцию избавления от необходимости переработки вызывающего боль события.

И тогда, чтобы избежать тяжелых переживаний, человек заболевает. Избегая сложных для себя чувств, человек уплощает свой внутренний мир, отрезает себя от жизненно важных источников. Соматизация связана с непроявлением аффектов. В сложном внутреннем мире психосоматического пациента не остается пространства для аффектов, душевных переживаний, сложных эмоций – телесная боль становится щитом на пути психической боли.

Происходит психосоматическое разобщение – разрыв связи между телом и душой. Когда аффекты заблокированы, человек утрачивает вкус и жизненность впечатлений, из-за чего возникает отчужденность от собственной эмоциональной, живой и переживаемой внутренней реальности. В такой ситуации многие чувства, воспринимаемые как опасные, могут переживаться деперсонализированно, т.е. как нечто нереальное, похожее на сон.

Что же болит – тело или душа? Это всегда очень непростой вопрос, особенно когда речь заходит о психосоматических расстройствах. Решая эту проблему, мы обнаруживаем связь эмоциональных нарушений и соматизации. Нагрузка, вызванная волнениями, разочарованиями, плохо выраженная и недостаточно проработанная с помощью ресурсов психики, может выбрать соматический путь. Соматический пациент стирает в себе психическую продукцию – аффекты, эмоции, желания, влечения, фантазии, мечты, опасные мысли – все, что может вызвать волнение, от которого он тщательно себя оберегает. Он поступает так, как будто у него отсутствует психика, внутренний душевный мир, способный удержать что-то в себе.

В ответ на травматичное событие человек не дает никакой психической реакции, но при этом происходит соматизация – соматическая реакция каким-то загадочным образом полностью заменила ему психическую реакцию.

Кровь, пульс, давление, высыпания на коже, ощущение нехватки воздуха, желудочные колики, головокружения… Тысячи разных ощутимых оттенков и нюансов проявления боли… У каждого психосоматического пациента есть свои чувствительные точки, заставляющие его трепетать, страдать и… возбуждаться одновременно. Телесные симптомы – это язык тела, позволяющий психосоматическому пациенту выразить свою боль, когда нет сил больше выдерживать: мне так плохо, я страдаю! Подобное телесное нарушение заменяет собой тревожное вербальное послание, заменяет задушевный разговор, теперь это послание обеспечивает телесный симптом.

Здесь аффекты такой интенсивности, накала и такого срока давности, к тому же для психосоматического пациента выражение аффектов давно стало роскошью (ведь на карту поставлено его здоровье, его жизнь), поэтому доступ для переживания и вербального выражения этих аффектов наглухо перекрыт. Эта подавленная сила, которую заставили молчать, закованная в цепи, и которая бушует время от времени – самая лучшая пища для любых деструктивных процессов. Эта сила способна повышать артериальное давление, нарушать сердечные ритмы, разрушать внутренние органы и ткани.

Отрицание страдания, влекущее отчуждение от самих себя, несет в себе потенциальный или реальный риск соматического заболевания. Человек закрылся от боли. Это он сам сделал так с собой. Он так решил, он придумал, что так будет лучше. Но если вы захотите закрыться от боли, вы закроетесь и от радости, если вы закроетесь от тени, вы закроетесь и от солнца. Потому что радость и печаль – это две стороны одной медали.

Когда вы закрываетесь от боли, жесткая боль будет приходить, и потом может прийти такая боль, от которой невозможно закрыться - тело мстит, когда нет гармонии, когда есть ложь. Но у этой боли есть свой смысл, который необходимо раскрыть, понять в себе эту истину, открыть правду о самом себе, которую так долго скрывали. Потому что, проходя через этот опыт, пытаясь найти какой-то выход, вы дверь какую-то откроете в солнечный свет. Когда вы выталкиваете боль из жизни, вы себя многого лишаете – это лишение себя жизни и жизни в себе.

Безмолвие мира чувств психосоматики

Мы нуждаемся в другом, чтобы выразить свою боль, высказать ее, разделить, получить отклик, тогда приходит желанное облегчение. Интенсивная боль является протестом, жалобой, требованием, адресованным другому, себе подобному. Любой человек время от времени нуждается в том, чтобы принести сложное мгновение жизни, с которым не может справиться сам, другому и разделить с ним этот тяжелый опыт.

Но психосоматический пациент не готов к такой самодемонстрации, он не может позволить себе проявить свою эмоциональную экспрессию, у него слишком много внутренних запретов на это. Психосоматический мир - это мир, где царит усталость, которая подтачивает и разрушает физическое тело.

Боль – пространство нашей субъективности, доведенной до крайних пределов. Проходя через опыт боли, мы становимся максимально субъективными, приближаемся к крайнему полюсу собственной субъективности. Желая соответствовать ожиданиям своего круга, социальным установкам, психосоматический пациент освобождает себя от «шлаков» чувствующей субъективности – он освобождает себя от чувств, желаний, проекций, направленных на объекты его желаний, избавляя тем самым себя от напряжений и возможной душевной боли. И в этом он чувствует свою свободу, но платит за нее страданиями тела.

Психосоматический пациент не дает себе воли выразить свою внутреннюю правду другим, не дозволяет себе быть собой. Он может очень старательно выбирать самые лестные, самые умные, самые симпатичные представления о себе и предъявления себя людям, избегая и даже страшась выглядеть перед кем-либо или даже перед самим собой неправильным, злым, смешным, посредственным или глупым. Он боится этой непростительной «некрасивости» в себе.

Как правило, он стремится быть сверхадаптивным к социальной реальности, и происходит это за счет стирания любого индивидуального симптома, любого аффективного выражения, стирания своей спонтанности и подлинных чувств. Для него очень важно, как он выглядит в глазах своего окружения, важно быть правильным, быть правым.

Но откуда это проистекает, почему так происходит в жизни человека, что он скорее предпочтет казаться, а не быть, предавая, по сути, самого себя в угоду каким-то эфемерным и нереальным сверхидеальным представлениям самого себя. Зачем и кому все это нужно?

Проблема лежит в пространстве отношений c матерью. Запрещенные матерью удовольствия и табу на выражение знаков боли и гнева, благодаря которому возникло ощущение покинутости, ненадежности матери. Из-за этого у человека возникла нехватка в защищающем, оберегающем и поддерживающем материнском присутствии внутри себя, этот образ не усвоен, поэтому тело становится его заменой. Психосоматический симптом – это протест, адресованный психологически отсутствующей матери.

Из страха не понравится матери произрастает ложная самость в ущерб истинной самости. Человек не может позволить себе быть живым, проявлять во всей полноте свои радость, экстаз, гнев. Все это кажется таким опасным, неправильным, чрезмерным. Поэтому происходит отрыв от удовольствия в жизни, человек делает то, что он должен делать, а не то, что может принести ему удовольствие и подлинную радость. Происходит разрыв связей с источником его влечений – с самим собой, со своей глубиной.

Помощь психолога при работе с психосоматическими пациентами

Задача психоанализа при лечении психосоматических расстройств в том, чтобы человек стал тождественным самому себе, т.е. смог проявлять свои подлинные живые чувства и справляться с психическим напряжением, не прибегая к соматизации, к телесным симптомам. Психотерапия может стать освобождающим и защищающим материнским присутствием, что позволит восполнить ранние эмоциональные разочарования и дефициты.

Мы погружаемся в этот безмолвный и безаффективный мир – и оказывается, что там, за этим молчанием аффектов могут скрываться яркие вспышки ненависти, страха, боли, тревог, разочарований. Чтобы найти себя, надо найти мать, разоблачить эти тайны, окунуться в истории семьи и окружения, необходимо разбирать спутанные нити взаимоотношений с близкими людьми.

В мире психосоматики телесная модальность может играть преимущественное значение для улавливания и понимания своих чувств, состояний внутреннего мира. Важно услышать через послания тела то, что стоит за симптомами, расшифровывать язык тела – учиться различать его комфорты и дискомфорты, его удовольствие и недовольства, отличать его жалобы от его просьб, улавливать жар волнения, холод тревог, дрожания гнева, его пульсации, ритмы и аритмии, напряжения и расслабления мышечных тонусов.

Задача психотерапии в работе с психосоматическими расстройствами в том, чтобы придать больше осознания и энергии психическому «Я» и меньше болезненной чувствительности телесному «Я». Тогда психосоматический симптом может уйти, не оставив и следа в организме. Психоаналитик и пациент проделывают работу, направленную на осознание и понимание тревог, внутренних конфликтов, амбивалентных чувств.

Психотерапевт выступает в роли проводника в мир чувств и сложных переживаний пациента, а также в роли переводчика в разговоре пациента с самим собой, с подавленными в бессознательном тяжелыми чувствами, помогает их обнаружить, осознать и пережить. Тогда телесные симптомы отступают, и пациенту раскрывается прекрасный и волнующий мир чувств и переживаний, что кардинально повлияет на качество его жизни. Ведь качество нашей жизни – это, прежде всего, качество наших переживаний! Задача психотерапии при работе с психосоматическими заболеваниями в том, чтобы человек сменил вектор – усилить способность не выживать в жизни, а смаковать жизнь во всех красках, жить с удовольствием!


Записаться на консультацию и задать вопросы Вы можете по тел. +7 (909) 958-07-49.


Стоимость консультации в разделе "Услуги и цены". При необходимости возможна работа по Skype.

(5)