Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Диалоги антропологии и психоанализа. Роже Кайуа - Социология сакрального

Роже Кайуа

Социология сакрального – роль сакрального в социальной жизни людей, значение, которое имело сакральное в организации жизни сообществ людей, в зарождении культуры, развитии мышления, представлений о мире, в формировании внутреннего психического аппарата человека, его субъективации. Сакральное противопоставляется профанному, и мы находим аналог этой оппозиции в психоанализе - в противопоставлении сознательного бессознательному.

В область сакрального люди проецировали неразрешимые противоречия, складывающиеся в дихотомии чистого и нечистого, добра и зла, святого и порочного и пр.

Важный момент диалектики сакрального состоит в том, что его сила имеет тенденцию расщепляться, первичная двойственность разрешается в противоположных и взаимодополнительных элементах. Так, расщепление сакрального порождает добрых и злых богов и духов, бога и дьявола. В этом воплощается амбивалентная природа переживаний человека, любви и ненависти, желания и страха одновременно, которые сложно воспринять как части целого. Т.е. в область сакрального люди переводили все сложное, непонятное, устрашающее – оно как контейнер вмещало в себя все то, с чем люди были не способны обращаться, все неразрешимые противоречия и коллизии жизни. Сакральное в этом смысле являлось носителем тайны целостности для человека – основной драмы человеческого существования, т.к. вмещало в себе все существующие противоречия.

Такое представление о сакральном отражает основу мышления человека, в котором базовым механизмом является расщепление, т.е. разделение всего опыта на хороший и плохой. Это элементарные формы классификаций, проявление когнитивной активности. Но, вероятно, в самой области сакрального, по представлениям людей ранних культур, противоречия таковыми не являлись, они были сглажены и уравновешены. Здесь мы можем провести аналогию сакрального с «О» Биона – полностью непознаваемая реальность, абсолютная истина, вещь-в-себе, бесконечность, неизвестное, нечто непознаваемое, которому не ведомы противоречия и дихотомии.

Сакральное воздействует на человека двояким образом: в формах экстатических переживаний, благоговения, умиротворенности, вдохновения, но и наводя на человека ужас и переживание неумолимости суда божьего, страх смертельной кары. Главная функция сакрального определяется двумя процессами – обретение чистоты и устранение скверны. Т.е. это своего рода терапевтическая функция, возможность обретения душевного равновесия, спокойствия путем избавления от нечистоты и скверны. Следует отметить, что с древнейших времен сообщества людей тщательно оберегали себя от всяческой скверны, избавляясь с помощью различных ритуалов от тех, кто, в их глазах, был осквернен по тем или иным причинам, тем самым освобождаясь и исцеляясь.

Примечательно, что то, что считалось благостным и святым также, как и оскверненное и нечистое тщательно оберегалось и сохранялось на расстоянии от профанной мирской жизни, от повседневности. Для людей была важна и крайне строго соблюдалась взаимная непроницаемость этих двух миров. Приближаясь к области сакрального человек сталкивался с сильнейшими плохо управляемыми сущностными переживаниями, поэтому их необходимо было как-то отдалить от себя с тем, чтобы иметь возможность их помыслить, структурировать, символизировать в некий образ (например, бога или духа), с которым потом уже можно было взаимодействовать на уровне мышления, символическим образом, производить какие-то манипуляции, ритуалы. Эта область позволяла разграничивать и упорядочивать, с одной стороны, на социальном уровне внешнее жизненное пространство, с другой стороны, внутренний мир отдельного человека. Таким образом, сакральное являлось школой развития чувств, формирования культурных и социальных навыков в сообществах людей.

Оппозиция двух полюсов сакрального – чистого, которое вызывает почтение и любовь, и нечистого, вызывающее отвращение, ужас и страх, представляется первым опытом организации представлений о мире, структурированием знаний об окружающем пространстве, созданием на этой основе правил для жизни сообществ людей. Это первая классификация, которую создавал человек, которая позволяла ориентироваться в окружающей среде, в социальных взаимодействиях, правильно обустраивать свое жизненное пространство, избегать нежелательных явлений, справляться с волнениями и тревогами.

Оскверненное и нечистое, как и благостное и чистое в одинаковой степени принадлежали области сакрального, оно вмещало в себя все. И человека, совершившего грех, если он оказывался осквернен в глазах других людей, чтобы его скверна не распространялась на остальных, отсекали от профанного мира (прогоняли или убивали), тем самым отдавая во власть сакральных сил. Т.е. сама нечистота преступника уже делала его сакральным.

К области сакрального относились и болезни, несчастья, все необычное, что могло происходить с человеком. В этом смысле сакральное выполняло роль регулятора жизни профанной. У него просили благословения для дел и процветания, к нему отправляли все нечистое и оскверненное, заразное, что могло каким-либо образом навредить людям. Это была высшая инстанция, святой суд, но безмолвный, время от времени гласящий лишь устами жрецов или правителей. Сакральное вмещало в себя прообраз закона, конституции, высших правил и установлений для жизни людей. Представления о сакральном и зарождавшаяся из этих представлений религия воплощала собой идею социального государства. Отсюда вытекали понятия нормы и закона.

Социальное распределение чистого и нечистого, сакрального и профанного определяло жизнь людей, само это разграничение сакрального и профанного позволяло людям отделить свой повседневный мир от всего, что может представлять опасность, нести смерть или болезни, являясь в то же время и источником энергии и любви. Эта оппозиция чистого и нечистого, имеющая изначально религиозный характер, приобретала и социальную составляющую, становясь источником как законов, так и преступлений (т.к. зло отделялось от добра, отсюда возникновение представлений о греховности и преступности), определяла экономическую организацию сообщества, устройство и топографическую архитектонику поселения, где сакральному отводилось свое специальное место, существовали особые священные чистые места (храмы), и напротив – грязные, представляющие опасность, места обитания диких духов и т.п. Сакральное необходимо человеку, но в сакральном нельзя жить, лишь время от времени туда можно попадать, соблюдая меры предосторожности.

Таким образом, представления о сакральном давали почву для зарождения религиозного сознания, развития мышления, становления в целом психического аппарата у человека. Эти представления регулировали жизнь общества и служили поддержанию стабильности. Сакральное – область, вмещавшая в себя как идеалы людей, их идеальные представления, так и все отвратительное, отклоняющееся от норм, не вписывающееся в повседневный ритм жизни сообщества.

Еще один важный аспект сакрального состоит в том, что его влияние могло иметь отношение к процессу субъективации, индивидуации человека, т.к. у сакрального есть и объединяющее начало, так и разъединяющее. Силы сакрального отвечали за все отклоняющееся от естественного хода вещей. Люди подчинялись однажды установленному порядку, любое отклонение жестоко наказывалось, т.к. в те времена сознание имело как бы коллективный характер, отдельному субъектному сознанию еще не было места в сообществе, лишь коллективному ритуалу было дозволено утвердить переход в другое состояние и изменения.

И когда человек оказывался во власти сакрального (речь могла идти о болезни, преступлении, нарушениях установленных норм и табу), оказавшись в его власти, он оставался один на один, оторванным от мира обычных людей, без поддержки. Но, если ему удавалось справиться с этими напастями, считалось, что он мог получить поддержку сверхестественных сил. Т.е. человек перешел некую границу, и обратной дороги уже нет, и что это сулит? Этот опыт мог быть прожит различно. Вспомним, что сакральное – источник не только скверны, но и святости, чистоты, любви. И в этом смысле человеку все-таки дана возможность перерождения в этом испытании – возрождение через символическую смерть (изоляция, оторванность от сообщества (и тем самым коллективного сознания).

Этот сложный опыт, когда человек оказывается оторванным от сообщества и отданным во власть сакральных сил (т.е. за чертой добра и зла), но он может это преодолеть - это очень перекликается с тем процессом, который происходит в длительном психоанализе с пациентом - человек фактически перерождается, отказываясь от привычных представлений о себе и о мире, пересоздает новую историю своей жизни, воссоздает новую идентичность.

(3)