Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Проблемы идентичности пограничной личности

Итак, я продолжаю тему пограничных пациентов и особенностей психотерапевтической работы с такими пациентами.



Предыдущая статья «Пограничная личность – проблемы, особенности и подходы к психотерапии» (https://golenevalada.ru/blog/pogranichnaya-lichnost-problemy-osobennosti-i-podkhody-k-psikhoterapii/) касалась проблематики «пограничности» в целом, разграничения терминов «пограничное расстройство личности» и «пограничная личность», а также их личностных особенностей и характерной проблематики.

Важный момент заключается в том, что понятие «пограничность» в психоаналитической трактовке подразумевает не конкретный диагноз и даже не синдром какого-либо определенного расстройства, речь идет о структурных нарушениях личности, а также о глубине возможных нарушений и личностных расстройств.

Когда мы говорим о пограничной структуре личности, клиническая картина в целом, а также симптоматика может быть чрезвычайно разнообразной. Как же нам тогда определяться, в каких случаях мы можем говорить о пограничности, а в каких нет, как дифференцировать пограничность.

Ключевые аспекты, позволяющие определять пограничный уровень расстройств



Дифференциация пограничности, иначе говоря, пограничного уровня личностных расстройств, подразумевает несколько ключевых моментов.

Степень тяжести любой психопатологии определяется следующими аспектами: структурные нарушения в Я пациента, стабильность самоощущения во времени, а также интенсивность и качественные характеристики выраженности аффектов.

Легкая степень нарушений предполагает некоторое врЕменное ухудшение самоощущения, снижение тона настроения, негативные переживания. Но это состояние, несмотря на болезненность и негативную аффективную окрашенность, не приводят субъекта к искажениям в восприятии себя, не рушат целостность его Я, он в состоянии продолжать взаимодействовать с людьми и ситуацией, границы и функции его Эго сохраняются.

При средней степени расстройств мы можем наблюдать нестабильность в организации Я во времени. Т.е. структуры Я более хрупкие, чем в первом случае, человек в гораздо большей степени болезненно реагирует на внешние и внутренние раздражители, стрессоры. Поэтому при средней степени тяжести пограничных расстройств характерно довольно частое и интенсивное негативное переживание Я, болезненность самоощущения, порождающая чувства собственной беззащитности, хрупкости, уязвимости. Но при всем при этом субъект не утрачивает целостности своего Я, структурная целостность сохранна.

Сильная степень тяжести предполагает усугубление всех трех выделенных аспектов. Т.е. характерна крайняя нестабильность во времени, крайне интенсивная аффективная окрашенность, негативное самооощущение, доходящее до крайних пределов, приводящее к утрате целостности Я, дезинтеграции психических структур.

Таким образом, пограничные расстройства не являются однородными, а могут проявляться и маркироваться по-разному в зависимости от степени тяжести. Пограничные расстройства располагаются в континууме от средней степени тяжести до сильной.

Итак, определяя пограничный уровень личности или личностных расстройств, мы исследуем эти три ключевых параметра: проблемы хрупкости идентичности, нестабильность психической жизни во времени, а также степень негативной аффективной окрашенности в реагировании на те или иные жизненные ситуации.

Хрупкость идентичности, характерная для пограничных состояний



Проблемы идентичности пограничной личности связаны с ощущением и переживанием хрупкости собственного Я.

Для пограничной личности характерны дефекты в структуре Эго, что лежит в основе глубины и серьезности проблем, от которых она страдает. Т.е. Эго пограничной личности не достигло достаточного уровня развития, позволяющего определять и чувствовать собственные границы, самостоятельно справляться с жизненными трудностями, встречать вызовы жизни, не уходя в психопатологию, либо в соматизацию.

Человек слишком уязвим для влияний окружающего мира. Он находится в постоянной подспудной тревоге, связанной с собственной хрупкой идентичностью, страхом дезинтеграции, распада собственного Я, утраты образа Я.

Для пограничного субъекта вопросы «кто Я», «для чего я здесь», «что я есть», «что я представляю из себя», «значим ли Я» - звучат крайне остро, и ответы на эти вопросы человек зачастую не находит, т.к. у него нет ясного положительно окрашенного самоощущения, представления о себе, доверия себе, доверия миру. При этом он крайне уязвим и зависим от оценок других людей, от внешних обстоятельств, от отношения к нему других, от относительной благополучности ситуации, складывающихся обстоятельств.

Малейшие волнения, перемены, возникновение ситуаций, связанных с напряжением идентичности, необходимости каким-либо образом вновь искать ответы на эти острые вопросы относительно самого себя, вызывающие сомнения в собственной значимости, адекватности, значительности, компетентности - все это может актуализировать мощную тревогу, связанную с невыносимым ощущением дезинтеграции, утраты собственного Я, собственного образа Я, распада Я. В этом невыносимом переживании пограничный субъект может доходить до кратких психотических реакций.

Для пограничного субъекта характерно переживание чувства пустоты и бессмысленности, т.к. нет представления и ясности направления собственной жизни, целей, выбора профессии, партнеров, ощущения смыслов, смысловой опоры и т.д.

Его восприятие себя, а также других людей нестабильно, крайне противоречиво. И даже когда некоторые пограничные личности неплохо адаптированы в жизненных обстоятельствах, тем не менее в ее жизни обязательно присутствуют некоторые деструктивные, разрушительные тенденции, проявляющиеся в тех или иных отклоняющихся, делинквентных формах поведения, пагубных привычках, пристрастиях, разрывах связей и т.п.

Нестабильность психической жизни пограничной личности



Как я уже говорила, пограничная личность в своем восприятии, поведении, отношении крайне нестабильна, наполнена противоречивыми тенденциями. Все это хорошо прослеживается, когда происходит контакт с этим человеком на протяжении некоторого времени.

Оно и понятно, когда нет устойчивой, сформированной идентичности, стабильного и позитивно окрашенного самоощущения, человека может раскачивать в разные стороны, подчас совершенно противоположные.

Нестабильность пограничной личности проявляется во всех сферах психической жизни, окрашивая все происходящее с ней. Это относится и к ее настроению, к эмоциям, самочувствию, к ее отношениям с другими людьми – с близкими, коллегами, друзьями, к самовосприятию, самоощущению, к ее решениям в тех или иных ситуациях.

В этом смысле пограничная личность крайне импульсивна и непредсказуема. Не знающего ее человека она может поражать резким и внезапным изменением ее отношения, - вчера еще расстались друзьями, а сегодня она смотрит на вас как на врага. Такое, увы, не редкость.

В силу этого пограничная личность не может полагаться на себя, отсюда крайняя степень недоверия себе, т.к. способность к организации Я на протяжении времени у нее крайне нестабильна, и вчерашняя уверенность и сила сегодня могут превратиться в полную слабость, отчаяние и уныние. В его субъективном переживании можно сказать, что он не имеет отношения к тому, чем он был вчера, сегодня это уже другой человек. Соединить в своем восприятии себя вчерашнего и сегодняшнего – это слишком тяжело для него, попробуйте соединить двух разных людей! 

Интенсивная негативная аффективная окрашенность в восприятии себя и мира


Речь идет о негативной окрашенности самоощущения. И чем сильнее патология, тем ярче будет выражено это негативное переживание себя. Мы часто утыкаемся в проблемы смысла – своей жизни, отношений, планов, реализаций и т.д.

Но за этой проблематикой, как правило, скрывается проблема самоощущения. Это гораздо глубже, это более глубокая проблема, чем просто сложность поиска или отсутствие смысла. На более глубоком уровне мы сталкиваемся с невозможностью принять себя, проблемой самоотчужденности человека, сталкиваемся с внутренней рассогласованностью с самим собой, неспособностью понимать себя, свои чувства, переживания, игнорированием и отчужденностью от своих подлинных переживаний, от своего Селф.

В самых крайних своих проявлениях негативное переживание себя у пограничной личности может доходить до психотических эпизодов, воплощаясь в чувстве дереализации, деперсонализации, диссоциативных реакциях, истерических сумеречных состояний, различного рода психической и соматической симптоматики. 

Человек не аутентичен самому себе, нет положительного образа себя, образа другого во внутреннем мире, в силу этого он не может опираться на себя, не ощущает этой опоры в себе. У него нет доверия ни себе, ни другим. Потому столь сильна реакция боли, агрессии, отчаяния, невозможности принять приходящее к нему и происходящее с ним.


О том, как работать с этими сложными состояниями и переживаниями мы поговорим в следующих статьях.

(4)