Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

О работе З.Фрейда "Влечения и их судьбы"

О работе Зигмунда Фрейда "Влечения и их судьбы"

Мы рассматриваем работу Зигмунда Фрейда "Влечения и их судьбы", написанную в 1915 году. До 1920 г. Фрейд говорит о двух влечениях – сексуальном влечении и влечении самосохранения. В этих конструктах Фрейд описывал неврозы переноса, психоневрозы – истерический и обсессивный невроз. Нарциссические расстройства, а именно шизофрения – дают повод для создания новой конструкции. В 1920 году Фрейд реконструирует первую модель влечений (влечения Я и сексуальные влечения). Первая модель влечений и вторая модель влечений Фрейда - эти конструкции взаимодополнительные. В данной работе Фрейд описывает первую модель влечений. 

Понятие влечения – между мифами и реальностью

«Влечения – это мифические существа, величественные в своей неопределенности» - З.Фрейд.

В работе «Влечения и их судьбы» Фрейд рассматривает такое сложное психоаналитическое понятие как влечение, которое он характеризует как основополагающее, но в то же время (в силу его новизны и неисследованности) имеющее условный и неопределенный характер.

Влечение Фрейд видит, как динамический процесс, определяющий и направляющий психическую жизнь человека. В этой работе Фрейд исследует влечение и пытается рассмотреть и определить его содержание с различных сторон. В физиологическом плане рассмотрения мы можем сказать, что влечение на уровне тела связано с некими раздражениями, имеющими внутренний телесный источник.

С биологической точки зрения влечения рассматриваются как стоящие на границе между психическим и соматическим, т.е. само влечение не в теле, и не в психике, оно между ними, и нашему осознанию влечение доступно только опосредованно. Если говорить о психике, влечение мы познаем только по его эффектам - через аффекты и представления.

Влечение – это нечто пограничное, то, что находится на границе между соматическим и психическим. Его исток – это сома, т.е. тело человека, телесное. Но дальнейшее движение влечения, его судьба разворачивается уже в пространстве психики. Через понятие влечения Фрейд пытается найти подходы к извечной оппозиции «душа – тело», и обнаружить через это возможные связи. В определенном смысле влечение – это мостик между двумя мирами, нить, связывающая телесное и психическое.

Но влечений может быть много, о каких влечениях говорит Фрейд? В рамках этой работы Фрейд говорит о фундаментальных первичных влечениях – влечения самосохранения (или влечения Я), и сексуальные влечения, которые управляют нами. Из своего клинического опыта работы с психоневрозами (в частности истерия и невроз навязчивости) Фрейд обнаружил, что причина этих состояний – в конфликте между требованиями влечений сексуальности и влечений "Я", т.е. между первичными влечениями.

Фред исследует понятие влечения через различение от раздражения. Он различает раздражение влечения от иных раздражений, скорее относящихся к физиологическим, которые также могут воздействовать на психику. С раздражениями физиологического характера, которые относятся к внешним, мы можем справляться посредством каких-либо действий, бегства, мускульных усилий. Раздражение влечения происходит изнутри организма, а не из внешнего источника, от него нельзя избавиться путем бегства или простых мускульных действий, т.к. оно имеет более сложный характер непрерывного напряжения. В силу этой особенности раздражения влечения создают динамику во внутренней жизни, напряжение, от которого хочется освободиться, они становятся источником функционирования психики.

Раздражение влечения имеет характер постоянной силы в отличие от иных раздражений, непосредственно связанных с физиологией, действующих как единичный толчок, побуждающий к действию или бегству. В силу этой особенности от раздражений влечения невозможно убежать или защититься каким-либо образом, это постоянство напряжения создает ситуацию, предъявляющую к нервной системе более высокие требования, заставляющую отказаться от идеальной цели – устранения всех раздражений и тем самым достижения принципа постоянства.

Эта мысль позволила Фрейду прийти к важному выводу: что именно влечения, а не внешние раздражения являются двигателем прогресса. Движущей силой у человека оказываются влечения, которые занимают место инстинктов.

Характеристики влечения – движущие силы прогресса – от плоти к фантазму

В этой работе Фрейд вводит характеристики влечения - цель, объект, напряжение и источник. Вне этих характеристик мы не можем говорить о влечении, они структурируют влечения.

Цель влечения. Фрейд считает, что цель влечения - удовлетворение, связанное с устранением состояния раздражения, которое сопровождается удовольствием. Причем на пути к достижению искомого удовлетворения можно идти различными путями. Дорог много – а цель одна. И цель - внутри.

Объект влечения – на кого или на что направлено влечение. Посредством объекта влечение может достигать своей цели или удовлетворения. В этом качестве могут выступать совершенно разные объекты – человек, реальный или частичный объект, воображаемый объект, часть тела. Фрейд отмечает переменчивость и непостоянство этого элемента влечения. Эта характеристика влечения показывает нам способность влечения перемещаться с одного объекта на другой.

Изменчивость этого элемента влечения связана с тем, что объект первоначально не связан с влечением, в этом смысле объект вторичен. Будучи присоединенным к влечению благодаря своим качествам, напоминающим об удовлетворении влечения, он обещает это удовлетворение, но никогда в полной мере не дает его. Поэтому происходит поиск нового объекта, смещение с одного объекта на другой.

Напряжение влечения – сила, оказывающая давление на организм изнутри, побуждая к действиям, количественный, экономический фактор, определяющий степень нагрузки и требуемых усилий для достижения удовлетворения влечения.

Источник влечения. Влечения связаны с определенными соматическими источниками, эрогенными зонами, через влечения в душевной жизни репрезентируются раздражения от этих соматических процессов. Это органические процессы, которые создают напряжения, и в то же время от которых невозможно избавиться.

Фрейд отмечает, что источник влечения уже не относится к области психологии, в то же время источник – это важная характеристика влечения, поэтому в душевной жизни его следы мы можем обнаружить только по целям влечения. Поэтому многообразие и неоднородность целей влечения может быть связана с множеством источников влечения. Психические влияния и проявления тех или иных влечений в большой мере могут определяться источником этих влечений.

Частичные влечения. Сплетения влечений

Исследуя человеческую сексуальность, в т.ч. детскую сексуальность, Фрейд обнаруживает многообразие целей влечения, органических источников, эрогенных зон, откуда проистекают влечения. Все эти разрозненные влечения могут действовать независимо друг от друга, не объединяясь в нечто цельное, единое, синтетическое. Это сексуальность, которая не направлена на отдельного цельного человека, а лишь на какие-то части объекта или собственного тела.

В связи с этим Фрейд вводит важное понятие частичных влечений, при которых сексуальное влечение существует в полиморфном состоянии и направлено на подавление телесного напряжения. Частичные влечения отличают инфантильную детскую сексуальность, в особенности явления аутоэротизма, хотя они могут играть важную роль и в жизни взрослого человека. Частичное влечение подчеркивает условность объекта и его подчиненность удовольствию.

Частичные влечения, по мысли Фрейда, не зависят от генитальной области, их объединение, синтез происходит в более поздний период – это довольно сложный процесс, связанный с индивидуальной историей человека, выходящий за рамки процесса биологического созревания, при котором частичные влечения объединяются в что-то более целостное, цельное, направленное на другого человека – объект любви. Можно сказать, что у каждого влечения своя индивидуальная судьба.

Фрейд говорит о возможности сплетения влечений, когда один и тот же объект служит одновременно для удовлетворения нескольких влечений. Можно представить, какая в этой ситуации может происходить сильная фиксация на объекте влечений. Для сплетения влечений характерна очень тесная привязанность влечения к объекту.

Это может приводить к тому, что объект влечения остается неизменным на протяжении истории человека, влечение остается неподвижным, происходит сильное сопротивление отделению влечения от объекта. Учитывая, что такие фиксации формируются в раннем периоде развития влечения, это может не давать возможности для изменений в структуре влечения и его качественных проявлениях, нарушая процесс синтеза, объединения влечений.

Судьбы влечений

Судьба влечения связана с историей его превращений, каким образом влечение может трансформироваться, приобретая при этом новые качества и обертоны. На примере сексуальных влечений Фрейд описывает складывающиеся сложные композиции этих возможных судеб влечения.

Судьбы влечения, которые описывает Фрейд – сублимация, вытеснение, обращение в противоположность, обращение против себя.

При рассмотрении возможных судеб влечений (превращение в противоположность, обращение против собственной персоны, вытеснение, сублимация, реактивное образование) следует отметить, что Фрейд воспринимает их как своего рода отражение, защиту против открытого проявления этих влечений.

Вытеснение влечений возникает тогда, когда удовлетворение влечения может быть приятным, но при учете других требований может казаться неприятным. Это процесс, связанный с удержанием в бессознательном репрезентантов влечений, а именно – представлений, связанных с ним.

Сублимация – процесс, при котором влечение, будучи в своей основе сексуальным, смещается на несексуальные цели, т.е. не связанные с сексуальностью, с сексуальным удовлетворением. Человек направляет энергию влечения на социальную деятельность, культурные преобразования, художественное творчество, и причиной этих устремлений человека Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений.

Рассматривая обращение влечения в противоположность, Фрейд выделяет два различных процесса в этом явлении – поворот влечения от активности к пассивности, и второй процесс – превращение содержания этого влечения в противоположное. Обращение влечения в противоположность касается только целей влечения.

Как это происходит? Для примера Фрейд приводит противоположные пары: садизм и мазохизм, любовь к подглядыванию и эксгибиционизм. Активная цель сменяется на пассивную цель. Например, в случае мазохизма активная цель мучить превращается в пассивную ее форму – претерпевать мучения. Пример с превращением содержания в противоположное – превращение любви в ненависть.

При обращении влечения против себя происходит смена объекта. Так, если продолжить разговор о мазохизме, то мы можем заметить, что мазохист – это садист, который направил свои действия, свой садизм на самого себя, на свое «Я». Фрейд говорит об этом явлении, что сущность процесса обращения влечения против себя составляет перемена объекта при неизменности цели.

Хотя два этих процесса – обращение против себя и обращение в противоположность могут действовать вместе, они соединяются в своих усилиях. В этом примере «садизм – мазохизм» мы можем обнаружить соотнесенность цели и объекта влечения, увидеть глубокую связь между одним и другим. При смене цели влечения с активной на пассивную мазохист мучается, также и при обращении влечения мучить кого-либо на самого себя – он также страдает.

Мы не можем не заметить, что в этих примерах сталкиваются или совпадают обращение против собственной личности и обращение от активности к пассивности.

Фрейд различает реактивное образование и обращение влечения, это не один и тот же процесс. Реактивное образование против влечения – здесь речь может идти об превращении влечения в его противоположность, например, любови в ненависть, агрессии и враждебности в подчеркнутую доброжелательность.

Динамика влечений - пары противоположностей

Пары противоположностей, которые рассматривает Фрейд в своей работе, - садизм / мазохизм и эксгибиционизм / вуайеризм, исследуются в свете поворота от активности в пассивности в проявлении влечения и обращение влечений с объекта на самого себя.

Фрейд считает, что изначально существует садистическое влечение. Изначально субъект испытывает агрессивные садистические чувства к другому, к объекту. Но по каким-то причинам человек отказывается от него, отвергает этого другого. Тогда это первоначально садистическое активное влечение направляется на самого себя – т.е. активность превращается в направленную на самого себя активность (так называемый страдательный залог).

И третьим тактом переходов от садизма к мазохизму является поиск нового объекта, который и возьмет на себя эту активную роль, а страдающим, мучающимся остается сам субъект при этом. Т.е. направленная на себя активность делегируется другому лицу, и тот, другой берет на себя эту активную роль, проявление агрессии, садистических влечений.

Но далее Фрейд рассматривает еще и обратное превращение – мазохизма в садизм, когда пассивная мазохистическая цель может обратным путем превратиться в активную садистическую. И человек может наслаждаться, причиняя боль другому, одновременно при этом отождествляясь со страдающим объектом.

Таким образом, путь влечений садизма / мазохизма проходит через превращения от активного через возвратный в страдательный залог. Но первичным влечением Фрейд считает все-таки именно садизм. Но сложность этого явления в том, что садизм и мазохизм по отдельности не существуют, мы всегда имеем дело с таким превращениями, переходами от активности к пассивности, и к смене цели влечения – от направленности на себя к объекту, и обратно.

Похожие процессы происходят и при превращениях в паре эксгибиционизм / вуайеризм. Это влечения с целью разглядывания и показывания себя. Здесь происходит та же последовательность разворачивания проявлений влечений. Первая фаза – это проявление активности и направленности на другого – разглядывать другой объект. Вторая фаза – мы наблюдаем тот же возврат, обращение влечения на самого себя – разглядывать самого себя, и обращение активности в пассивность – быть разглядываемым.

Но здесь Фрейд предполагает возможность существования еще одной фазы трехступенчатого процесса, предшествующей первой фазе активности, направленной на другого. Эта предварительная фаза интересна тем, что сосуществуют одновременно два полюса этого влечения: и активная направленностью разглядывать, и направленность на самого себя – самому себя разглядывать. Фрейд относит эту предварительную фазу к явлениям аутоэротизма. И объектом при этом выступает собственное тело, которое воспринимается субъектом в фантазии как другой, как объект, как то, на что можно направлять свои влечения к разглядыванию.

По мысли Фрейда, такая логика трансформации, логика переходов от активности к пассивности, обращения влечения на себя, не распространяется на весь объем влечения, т.е. все этапы этого влечения могут сосуществовать, Фрейд не говорил о стадиальности.

Амбивалентность: любовь и ненависть

При вышеописанных влечениях садизма / мазохизма и эксгибиционизма / вуайеризма мы имели дело с парами противоположностей, где один полюс амбивалентно сосуществует с противоположным, это две части единой бинарной оппозиции. В этой единой бинарной оппозиции каждое влечение идет своим путем, речь идет о частичных влечениях, и разные этапы проявления этих влечений могут сосуществовать.

Когда мы рассматриваем пару любовь / ненависть, мы можем говорить о превращении влечения в его противоположность. Зачастую эти чувства проявляются по отношению к одному и тому же человеку, это наиболее яркое проявление амбивалентности чувств.

Способность любить мы не можем рассматривать в ряду других частичных влечений. Фрейд усматривает в способности любить выражение всего сексуального стремления, но при этом мы все-таки сталкиваемся с амбивалентностью, когда мы имеем дело с противоположностью любви.

Фрейд говорит о том, что в проявлении любви и ненависти возможны три пары противоположностей: «любить – ненавидеть», «быть любимым и любить самому», а также состояния любви и ненависти, взятые одновременно, мы можем противопоставить состоянию индифферентности или равнодушия.

В паре противоположностей «любить самому» и «быть любимым» мы видим смену активности и пассивности проявления влечения, и это связано и со сменой объекта влечения. При активном стремлении любить влечение направляется на другого, на объект, который заменяется субъектом при пассивном стремлении быть любимым. Это пассивное стремление Фрейд относит к нарциссизму.

Полярности душевной жизни

Чтобы лучше понимать противоположности «любви и ненависти», чтобы разобраться в том, как это проявляется в динамике, Фрейд выделяет еще три полярности, которые владеют душевной жизнью и влияют на влечения:

субъект (Я) - объект (внешний мир); удовольствие - неудовольствие; активность - пассивность.

Влечения подвергаются влиянию этих трех полярностей, господствующих в душевной жизни.

Изначально на нарциссической ступени ощущение наслаждение приписывается «Я», самому себе, а переживания неудовольствия – приписываются внешнему миру.

Когда нарциссическая ступень сменяется объектной ступенью, полярность «наслаждение / неудовольствие» определяет отношение «Я» к объекту. Когда объект приносит ощущение наслаждения, то появляется тенденция слиться с этим объектом, приписать к «Я», возникает притяжение к этому объекту, можно сказать, что возникает любовь к нему. Эта любовь изначально возникает из нужды «Я» в этом объекте, т.е. она первоначально определяется влечениями к самосохранению. Но со временем может трансформироваться в сексуальное влечение к объекту.

Когда же объект становится источником неприятных ощущений, переживаний неудовольствия, тогда есть желание отдалиться от этого объекта, увеличить расстояние между этим объектом и «Я». «Я» хочет оттолкнуть объект, убежать от него, он испытывает ненависть, вплоть до склонности к агрессии против объекта, желания уничтожить этот объект.

Причем ненависть «Я» к объекту не зависит от того, лишают ли сексуального удовлетворения или удовлетворения потребностей самосохранения. По мысли Фрейда, настоящие прообразы отношений ненависти исходят не из сексуальной жизни, а из борьбы "Я" за самосохранение и самоутверждение.

Таким образом, любовь и ненависть, представляющиеся нам полными материальными противоположностями, находятся друг к другом в очень сложных взаимоотношениях. Как предположил Фрейд в этой статье, они возникли не из расщепления чего-то, первоначально общего, а имеют различное происхождение и прошли каждое чувство свой путь, свое развитие до того, как сформировались в противоположности под влиянием отношений наслаждения - неудовольствия.

Мы можем понять, как любовь берет свое начало в аутоэротизме, благодаря способности удовлетворять частичные влечения, источником которых являются органы тела. Изначально любовь нарциссична, затем появляется объект, на который распространяется любовь, выражающаяся через стремление к этому объекту. И когда любовь соединяется с проявлениями более поздних сексуальных влечений, когда завершается синтез влечений, любовь совпадает с сексуальным влечением в полном объеме.

На первом этапе любви доминируют оральные характеристики влечений – стремление поглотить объект. Далее, на анально-садистическом этапе стремление к объекту приобретает агрессивные оттенки, здесь характерно стремление к овладению объектом, а также проявление безразличия к тому, что объект может быть поврежден. И только лишь при установлении генитальной организации любовь становится противоположностью ненависти.

Голенева Лада Викторовна

(4.19)