Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Новослободская,
ул.Селезневская, д.11а с.2

Групповая супервизия - богатство возможностей

Групповая супервизия. Группа супервизии

Супервизия – ценность опыта работы с супервизором для психолога


Супервизия – основополагающая часть профессионального развития и обучения психологов,  практика профессиональной поддержки и возможности обмена опытом. Супервизия представляет огромную ценность для начинающих специалистов, но также и для более опытных. Следует отметить, что функции супервизионного сопровождения могут меняться в зависимости от профессиональной зрелости специалиста, и по мере прохождения практики супервизии с приобретением большей зрелости и опыта супервизантом, меняются и отношения супервизанта с супервизором, оставаясь при этом чрезвычайно важными для нас на любом этапе.



Светские дамы.jpg



Изначально, с возникновением супервизионной практики, перед супервизией стояли две основные задачи: обучение навыкам, приобретение знаний и техник, и другая - личностный процесс становления психолога, формирование профессиональной идентичности. Т.е. обучение и развитие всегда идут рука об руку, и супервизия здесь не исключение, т.к. без обучения нет развития, и, наоборот, какой смысл в обучении, если оно не ведет к развитию.

Супервизия может быть индивидуальной или групповой. Индивидуальная супервизия – это коммуникативные отношения пары супервизант - супервизор, смысл которых в том, что супервизант обсуждает терапию своих пациентов с более опытным профессионалом. В результате их совместного исследования, рефлексии и переживания терапевтических событий супервизант обнаруживает неосознаваемые ранее идеи, мысли, чувства, связи, приближается к пониманию происходящего в терапии.

«Отношения между супервизором и супервизантом в психотерапевтическом тренинге являются сложной коммуникативной ситуацией, в идеале, разговором о разговоре: коммуникативное действие между супервизором и супервизантом ориентировано на помощь коммуникативному действию между супервизантом и пациентом» (Sharpe, 1995).

Пространство супервизии позволяет контейнировать (вмещать и удерживать без отыгрывания) непереносимые переживания, с которыми пока сложно иметь дело психологу один на один. В диалоге с супервизором мы получаем возможность рассматривать сложившуюся терапевтическую ситуацию в более широком контексте, супервизант получает возможность исследовать и открывать новые, еще не известные подходы, взгляды, глубже понимать феномен отношений в терапии.

Т.к. взаимодействия пары супервизант – супервизор отражают аспекты отношений пары пациент – психолог (супервизант), в отношениях супервизанта с супервизором бессознательно реконструируются некоторые паттерны, встроенные в отношения пациент – психолог. Рефлексивный анализ этих пересечений и возникающих параллельных процессов позволяет исследовать динамику переноса и контрпереноса, благодаря чему супервизант совершенствует коммуникативные возможности в работе, учится использовать свои чувства как инструмент в терапевтической практике.

Трудно переоценить роль наставничества для психолога со стороны опытного специалиста. Супервизор в роли такого доступного и отзывчивого селф-объекта, о важности функций которого писал еще Хайнц Кохут, может оказаться очень благотворным для нас. Для развития и эволюции психолога важно обсуждение как сильных сторон, так и слабых мест – слепых зон. Осознание своих сильных и слабых сторон позволяет нам лучше осознавать и формировать свой индивидуальный стиль работы, что очень важно для становления профессиональной идентичности, а также для чувства удовлетворения от своей работы.


Групповая супервизия для психологов



В чем же отличия групповой супервизии в сравнении с индивидуальной? Для чего создаются группы супервизий? Групповая супервизия представляет собой более сложный процесс, т.к. мы имеем дело не только с парой супервизант – супервизор, а с несколькими участниками процесса, с системой взаимоотношений супервизор – группа супервизантов. Групповая динамика влияет на супервизионный процесс иначе, чем отношения супервизора и психолога в ситуации один на один.

Супервизант представляет случай на группе, и участники процесса обмениваются идеями. Т.к. в дискуссии участвует несколько супервизантов, в такой ситуации участники могут чувствовать себя свободнее в отношении опытного и авторитетного супервизора, легче отдаваться фантазии, ревери, входить в контакт со своими переживаниями и делиться ими с группой. Об этом пишет Рудольф Грегурек «Групповая ситуация снижает потенциальное ощущение угрозы супервизора для супервизанта и чрезмерную идентификацию супервизанта с супервизором за счет наличия множества точек зрения и взаимной поддержки нескольких супервизантов во взаимодействии с супервизором» (2007).

С другой стороны, в групповой ситуации участник может ощущать себя скованным групповым большинством. Всем известно, что выражать и отстаивать свою точку зрения перед группой людей, особенно если она входит в противоречие с мнением большинства, для многих людей представляется сложным. И тогда у участника, напротив, может снижаться мыслительная работа, его активность, и в итоге он выбирает линию большинства. Но этот же минус может обернуться и прекрасной возможностью, чтобы учиться выражать и утверждать свое мнение, даже если это расходится с мнением большинства других участников. Т.к. в супервизионной групповой дискуссии ценной являются все высказывания без исключения.

Группа – это всегда множество точек зрения. И в этом главная ценность супервизии в группе. Мы видим клинический случай многими глазами, что значительно расширяет перспективу нашего понимания клинического случая. Богатство межличностной коммуникации в групповой ситуации сообщает процессу мощную групповую динамику, которая способствует более глубокому исследованию клинических случаев, получению важных инсайтов, пониманию эмоциональных затруднений в отношениях пациент – психолог.

Работа в контексте Здесь и сейчас позволяет нам использовать групповую динамику, возникшую по поводу представляемого клинического случая, применять ее для понимания происходящего в терапии, для достижения целей супервизии.

Работая в контексте Здесь и сейчас, мы обращаем внимание на множество возникающих групповых процессов. К ним относятся:

Процесс отзеркаливания, который отражает бессознательные отношения между пациентом и супервизантом.

Параллельные процессы, при которых проблемы психолога (супервизанта) в супервизии и проблемы пациента в психотерапии связаны друг с другом. В групповых взаимодействиях мы можем наблюдать взаимодействие сил в параллельном процессе терапии и супервизии, за счет этого глубже понимать происходящее в терапии.

Обнаружение слепых зон. В групповой супервизии за счет групповой динамики, наблюдения процессов отзеркаливания, параллельных процессов, за счет понимания индивидуальных и групповых бессознательных процессов, могут обнаруживаться слепые зоны в работе психолога, то, что находится в тени.

Групповое ревери. Супервизия в группе дает нам возможность опираться на групповое ревери. Ревери (Бион) - язык, позволяющий понимать и чувствовать там, где нет слов, где невозможно выразить происходящее словами, дающий возможность эмоциональной коммуникации, обмена переживаниями и чувствами.

Мы приглашаем участников к тому, чтобы они прислушивались к себе, обращали внимание на свои чувства и переживания, вдруг возникающие воспоминания, ассоциации. Поощряем к тому, чтобы участники группового процесса делились мыслями, чувствами, находками и открытиями - своими ревери.

Групповой процесс, который порождает эмоциональный резонанс и взаимное отзеркаливание участников группы по отношению друг к другу, дает возможность вплетения личного вклада каждого участника в богатую групповую матрицу, которая раскрывает многомерность, заложенную в представляемом на супервизии случае (Фукс).

Приглашаем на супервизионную группу «КонТексты» с опытным ведущим групп Голеневой Л.В.



Группа Онлайн - понедельник 20:00 – 21:30 еженедельно
Группа Онлайн - среда 12:00 – 13:30 еженедельно

Группа Очно - четверг 17:00 - 18:30. Один раз в две недели. 

Формат нашей работы: супервизионная медленно-открытая группа.

Ведущая группы: Голенева Лада Викторовна

– психолог психоаналитик, групп-аналитик, руководитель Студии современного психоанализа, супервизор IGA (Институт групп-анализа, Лондон), сертифицированный специалист Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ECPP), имеет международную сертификацию по групп-анализу (Е.G.A.T.I.N, COIRAG), опыт групп-аналитической работы свыше 8 лет. Прошла специальную пятилетнюю сертификационную программу по работе с группами и стажировку. Имеет большой практический опыт индивидуальной работы, ведения психотерапевтических, обучающих и супервизионных групп.

Длительность групповой сессии - 1,5 часа (90 минут). Встречи проходят еженедельно в определенный день недели: группа по понедельникам 20:00; группа по средам 12:00. Возможные пропуски оплачиваются. Отношения в группе основываются на безопасности, доверии, уважении и соблюдении границ нашей работы.

Оплата: от 700 руб. - групповая сессия/1,5 часа (90 минут).

Занятия Онлайн проходят в программах Skype и Zoom. Правила работы группы и участия мы обсуждаем на первичном собеседовании, которое проходит индивидуально с каждым кандидатом на участие в группе. Очно - м.Новослободская 3 минуты. 

Приглашаем специалистов пси-практиков как начинающих, так и твердо стоящих на ногах, заинтересованных в профессиональном развитии, стремящихся расширить профессиональные компетенции и горизонты видения, стать более уверенными и устойчивыми профессионалами, улучшить практику, получить новые знания.

Если Вы хотите узнать более подробную информацию или записаться на собеседование - звоните или пишите:

тел. +7 (909) 958-07-49. Голенева Лада Викторовна
Скайп: golenevalada
Эл.почта: golenevalada@yandex.ru


(4.15)
Комментарии