Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Групповая психотерапия - Позиция ведущего на группе в групповом процессе

Особенности групповой терапевтической работы



Работая с терапевтическими группами, мы сталкиваемся с определенными общими закономерностями, которые в равной мере будут присутствовать на любой группе вне зависимости от того, в какой психотерапевтической модальности мы находимся.

В групповой ситуации наш взгляд направлен не только на то, что происходит с каждым отдельным участником, в его внутреннем мире, большая часть нашего внимания направляется на происходящее между людьми, в отношениях участников группы друг с другом. И это очень важный акцент нашего внимания, без которого от нас ускользнет нечто очень важное.

Поскольку участников много, мы сразу попадаем в ситуацию многоязычия, и нам сложно выбрать направление, главную мысль, чему отдать предпочтение в этом переплетении тем и смысловых значений. В динамичных групповых взаимодействиях, особенно в конфликтные и напряженные моменты, актуализируется тема раскола, тема понимания и непонимания между людьми. Можем ли мы договориться? Способны ли мы понимать друг друга в сложных групповых взаимодействиях?

В отличии от индивидуальной работы, где мы охвачены контекстом только пациента и терапевта, в групповом контексте материал становится значительно более сложным, витиеватым. Каналы аффективного взаимообмена между участниками задействуются непредсказуемо, моментально, иногда очень мощно, достигая крайних степеней напряженности. На группе мы имеем дело с разнообразными и многоуровневыми взаимодействиями, в которых интеракции адресуются одновременно и всем участникам, и кому-то отдельно, и ведущему группы.

Как же групповому ведущему не растеряться в поле групповых взаимодействий, не растерять смыслы и цели собственных терапевтических усилий.

Сознательное и бессознательное на группе

Для группового терапевта важно следовать за какой-то определенной возникшей темой не сразу, а дать ей развиться. Нам всегда интересно, что последует далее, в фокусе нашего внимания скрытые смыслы. Понимая, что предметом толкования в группе может быть как материал участника группы, так и групповой процесс в целом, при этом мы отдаем предпочтение второму, т.к. скрытое на группе выявляется через манифестируемое в отношениях участников.

Ведущий наблюдает ассоциативную матрицу, отражающую принимаемые участниками роли в складывающемся групповом процессе, в фокусе нашего внимания распределение ролей и идентификаций. Мы даем разрастись групповому процессу до тех пор, пока не проявятся очертания общей инсценировки группы, выражающей групповую коллективную фантазию. Интрапсихическое участников группы обретает свое выражение через групповые взаимодействия, в групповой фантазии.

Предугадывание и предвосхищение общей инсценировки группы, выражения групповой коллективной фантазии помогает нам собрать вместе этот разрозненный материал. Пожалуй, самое важное – уловить эти коннотации общей групповой фантазии, найти ключ к связующей нити, которая существует между материалом участников группового взаимодействия.

Мы ищем в групповом ассоциативном процессе, подчас весьма хаотичном и непредсказуемом, то, что создает чувство общности и связи. И если мы уловили эту нить, все остальное станет на свои места. Через это раскрываются паттерны отношений, всплывают внутренние связи, нерепрезентированное на группе обретает значение и язык, смысловые пунктиры.

В этот исключительно важный момент для группы разные реальности (каждого участника), разные вертексы (точки зрения, перспективы, мнения) вдруг объединяются, вступают в диалог и начинается обмен, взаимодействие. Мы начинаем понимать эти соотношения, обнаруживая и раскрывая внутренние связи.

Позиция ведущего группы

Наше внимание как групповых терапевтов распределяется как бы в двух направлениях. Мы можем представить два пересекающихся вектора – горизонтальный и вертикальный. В работе группы мы отмечаем как горизонтальный, так и вертикальный вектор направленности происходящих процессов. Горизонтальный вектор – манифестируемое в группе, вертикальный – скрытое, латентное.

Горизонтальный вектор – это текущий групповой контекст, ассоциативная матрица, в которой причудливым образом распределяются роли и идентификации, отражающие позиционные соотношения между участниками, конфликт идеологий и эмоциональных выражений. Это уровень канвы внешних взаимодействий.

Вертикальный вектор заключается в актуализации латентного, скрытого, в задействовании чего-то более глубокого, позволяющего обнаружить бессознательные явления, о которых раньше участники не думали и, возможно, не подозревали. Этот вектор служит более глубоким функциям для группы, давая возможность случиться открытиям и трансформациям.

Поэтому для ведущего группы важно смотреть в направлении обоих векторов, развивая в себе и опираясь на способность бинокулярного видения, когда мы можем воспринимать и исследовать реальность с разных точек зрения, не ограничивая себя каким-то единым взглядом, одним срезом взаимоотношений и эмоциональных событий.

Не существует психических событий, лишенных бессознательного аспекта, бессознательное всегда рядом. В групповой ситуации бессознательное раскрывается через работу с коммуникацией. Вертикальный вектор нашего внимания позволяет нам видеть и слышать то, что за словами, то, что между строк.

Наблюдая ассоциативную матрицу, мы реагируем на происходящее сейчас, одновременно держа в уме и долгосрочные истории группы, отмечая при этом какую роль каждый участник принимает на себя в этом групповом процессе, его излюбленные темы, повороты и положения. Удержание и творческое осмысление всех этих пересекающихся линий в моменте дает нам возможность почувствовать за поверхностью глубокие процессы психической жизни группы.

Так, соединяя дальнее и ближнее, поверхностное и глубокое, ведущий группы направляет движение корабля, удерживая его во время эмоциональных штормов, помогая участникам осознавать происходящее на группе, учиться понимать себя, свои завуалированные роли и позиции, распутывать внутренние конфликты через внешние, разделять этот сложный эмоциональный опыт с другими участниками.

(5)