Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Новослободская,
ул.Селезневская, д.11а с.2


Психология искусства

Выготский Лев Семенович - выдающийся российский психолог, основатель культурно-исторического подхода в психологии. Книга «Психология искусства» — одно из наиболее значительных произведений раннего периода творчества ученого. Эта работа находится на стыке психологии и искусствознания, Л.С.Выготский обращается к проблеме психологии искусства и культурно-исторической природы сознания человека.

Обращаясь к психологии художественного творчества, ни на один труд не ссылаются столь часто, как на «Психологию искусства» Л.С.Выготского. Высокий «индекс цитирования» — показатель признания. Книга вышла в свет в 1965 г., в то время как написана она была еще в начале 20-х годов ХХ столетия. Выготский рассматривает проблемы психологии искусства и художественного творчествав в широком культурном контексте того времени, он в ступает в дискуссию практически со всеми известными авторами и подходами к рассмотрению основополагающих философских, социальных, литературоведческих и психологических вопросов.

Неослабевающее внимание к книге Л.С.Выготского «Психология искусства» объясняется методологической значимостью этого произведения для исследователей в области психологии искусства и психологии творческих процессов. Выготский пытается постичь сложную диалектику биологического, психического и эстетического. Автор предлагает новый подход к психологическому осмыслению роли искусства в человеческом поведении. Какие функции выполняет искусство в психической жизни индивида, какие изменения производит в духовной организации человека? Поиски ответа на этот вопрос неотвратимо — явным или неявным образом — направляют мысль любого исследователя искусства.

Эта работа писалась не только с целью пролить свет на самую загадочную и неясную область психологии – область художественного творчества. Выготский поставил задачу - определить систему социальных детерминантов, созидающих психический мир личности. Интеллект и переживание (аффект) — таковы для столпа, на которых зиждется наш мир. В "Психологии искусства" Выготский развивает тему аффекта. 

Он формулирует основные законы, лежащие в основе рождения и восприятия произведения искусства – аффективное противоречие как психологическая основа художественного произведения, уничтожение содержания формой, формула катарсиса как основа эстетической реакции. Выготский особновывает свой вывод о том, что не гармония формы и содержания царит в области искусства, но борьба, столкновение формы и содержания лежит в основе художественного произведения. В диалектической борьбе формы и содержания Выготский видит психологический смысл эстетической реакции, благодаря чему зритель может переживать необычные аффекты, взрывы чувств - катарсис. 

В искусстве изживается какая-то сторона нашей психики, которая не находит исхода в обычной жизни. В человеке есть потребность в катарсисе - возможности переработать сложные, мучительные, противоречивые чувства, душевные напряжения. Благодаря этим возможностям изживать в искусстве страсти, которые не нашли исхода в обычной жизни, искусство становится социальным решением бессознательного, "социальной техникой чувств". Неосуществившаяся часть жизни может быть уравновешенна и эмоционально пережита в искусстве и благодаря искусству.