Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Новослободская,
ул.Селезневская, д.11а с.2

Величие и драма художника Ренессанса - Сандро Боттичелли

Художники Ренессанса. Искусство эпохи Возрождения - Сандро Боттичелли


Драматический разрыв между идеалом и реальностью

Одна из самых ярких страниц в истории культуры человечества - искусство Возрождения, которое явилось откликом на происходящие социально-экономические изменения и сопровождаемые им существенные перемены в умонастроениях людей того времени.

Эпоха Ренессанса интересна тем, что она провозглашала и осуществляла возврат к идеалам античности, но в то же время сохраняла внутри себя и особенности средневекового мировоззрения. Ведь эпоха Возрождения возникла как итог развития средневековой культуры, а потому несла на себе и черты, которые не были свойственны античности.

Культура средневековья также испытывала влияния античности. Но средневековье относилось к античности как к авторитету, которому необходимо всерьез следовать, при следовании авторитету дистанция отсутствует. Возрождение же видело в античности идеал, которым восхищаются и пытаются воссоздать его эстетически, но ощущая неизменное чувство дистанции между идеалом и реальностью.

Если в эпоху средневековья эпистемологически реальность и фантазия не разделялись, то здесь, в эпоху Ренессанса, появляется зазор между ними, и каждый художник уже по-своему преодолевал этот драматический разрыв.

Эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, среди которых мы хотим выделить живописца Сандро Боттичелли. В живописи Сандро Боттичелли мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение.

В эпоху Ренессанса происходит своего рода реабилитация человека в его материальной телесности по сравнению со средневековыми представлениями. Тело и телесность видятся и трактуются художниками теперь совсем иначе. Провозглашается культ красоты - единство телесного и духовного начала в человеке. При этом художественный идеализированный образ никак не соприкасается с реальностью, художник отталкивается от своих фантазий в моделировании образа, отражающих культурные мифы эпохи.

Культ Прекрасной Дамы, характерный средневековью, преобразуется в образы прекрасных мадонн, богинь, аллегорических женских образов. Художник пытается воссоздать свой идеал на полотне, воплотить фантазию о слиянии с женским началом - прообразом матери, таким образом реализовав несбыточную мечту об обладании, о слиянии с первичным объектом, возвращении в Эдем. Образы мадонн наполнены совершенством - и телесным, и духовным.


Сандро Боттичелли - диалог двух культур

Боттичелли творит на грани античности и христианства. В творчестве Боттичелли мы видим диалог этих двух культур. Он воспевает Прекрасную Даму в своих творениях, обожествляя земных мадонн в своих полотнах, поднимая их до небес, и приближая мифических богинь к реальным земным женщинам, спуская их с небес на землю.

Мадонны Боттичелли нежны, изящны, задумчивы. Они часто сосредоточены в себе, словно решают какую-то мучительную дилемму. Боттичеллиевские мадонны не производят впечатления спокойной гармонии, не кажутся слишком бесстрастными, холодными и совершенными. В них подкупает искренность чувств. Тем самым Боттичелли уходит от классического идеала античности, от завершенной идеальной формы, но он вносит поэзию в свои образы.

В ранний период своего творчества Боттичелли поклоняется женственной силе красоты. Самые известные его произведения - «Рождение Венеры» и «Весна», которые воспевают юность, красоту, грацию. Эти картины наполнены жизнью, очарованием,


"Рождение Венеры" - земное и небесное

В картине «Рождение Венеры» зритель является свидетелем рождения Венеры из пены моря, таинства явления в мир Красоты. В своем творчестве художник часто обращался к античным мифам, к каноническим сюжетам для воплощения своих идеалов. На полотне изображен момент, когда богиня любви Венера, рожденная из пены морской, достигает земли.

Слева от нее Зефир - бог западного ветра, который гонит ее раковину к берегу. Венеру встречает нимфа Ора - олицетворение природы - которая спешит накинуть на богиню плащ и прикрыть ее прекрасную наготу. Боттичелли сумел в этом образе органично соединить земную красоту и чувственность с духовной чистотой и возвышенностью.


"Весна" - вечное обновление

Картина «Весна» рождает образ праздника и цветения. Великолепие красоты и изящества мастерски переданы художником. В этом художественном пространстве мы находимся как бы вне мирского времени, здесь царствует время природное, космическое: весенние травы и цветы сочетаются здесь с золотыми плодами деревьев осени. Мы предугадываем идеи Платона, стоящие за этими образами.

На картине удлиненные пропорции тел. Об этих пропорциях Эль Греко скажет, что они знаменуют полет к небу. На картине торжествует Весна, перед нами материализованная идея Весны. Она улыбается нам обольстительно и загадочно, рассеивая вокруг себя цветы. В глубине картины скромно стоит задумчивая Венера, смысл взгляда которой нам предстоит разгадать.


Искусство в жизни и жизнь в искусстве

Боттичелли чувствительно, до болезненности воспринимал окружающую жизнь. Но он был счастлив тем, что умел запечатлеть проявления красоты на полотне. Он превращал жизнь в искусство, и искусство для него становилось подлинной жизнью. В картинах он проживал свою любовь и страсть. Собственные полотна для художника - пространство, где он освобождается от боли, фрустрации, он словно возвращается в рай, погружается в прекрасный мир, в котором он был когда-то, но утратил его.

Внутренняя амбивалентность и ощущение недостижимости идеала в жизни заставляли художника искать духовное начало. На его полотнах мы видим не только гимн красоте. Лица его мадонн зачастую наполнены грустью, печалью. Его образы передают и внутреннее напряжение, боль, отчаяние, предощущение трагедии. Особенно это характерно для зрелого Боттичелли.

Н.Бердяев писал о художнике: «Боттичелли - самый прекрасный, волнующий, поэтический художник Возрождения и самый болезненный, раздвоенный, никогда не достигавший классической завершенности».

Боттичелли - предельно субъективен. Он не сдерживает свои чувства в живописи, и они деформируют классику его живописи. Недостижимость идеала, несовпадение эстетической гармонии с дисгармоничностью реальной жизни вносили внутренний разлад. Внутренняя противоречивость художника, тоска мешали классической законченности его картин.

Природное, анималистическое начало человека, связанное с жизнью тела, противоборствовало в ментальности художника сфере духа и разума. Муки души он стремится разрешить в начале своего творческого пути посредством воссоздания идеального женского образа - образа прекрасной и трогательной матери, в более позднем периоде - поиском нравственного стержня.

Поздний период творчества - смятение художника перед неумолимыми силами жизни и трагичностью человеческой судьбы. Картина «Покинутая» - образ, никак не ассоциирующийся у нас с живописью Возрождения, с ее светлыми гуманистическими идеалами.

Этот образ предвосхищает живопись более поздних периодов в истории живописи. Мы видим полную горя и отчаяния женщину. Перед нами маленькая фигурка, сгорбившаяся под тяжестью горя. Сама мощь стены, на фоне которой плачет несчастная, словно отвергает ее, превращая ее в пыль, в ничто. От ее фигуры веет полной безысходностью, она сдалась, мы не видим никакого просвета. Как это все диссонирует с гуманизмом Ренессанса.

В позднем периоде творчества художник обращается к религиозным темам, тоскует о нравственности бытия. Он увлекается идеями искупления Савонаролы, в большой мере отсоединяется от людей, сосредотачиваясь на себе и своих переживаниях. Из картин ушел яркий, насыщенный цвет. Композиции упростились. Отныне художник рассказывает о грандиозных событиях как можно проще.


Мечта, отрицающая реальность

Мечта, отрицающая реальность, владеет бессознательным художника. Амбивалентность этого состояния отразилась в его творчестве, проявившись максимально одним своим полюсом в период его молодости, а другим полюсом - в зрелом возрасте. Художник не смог интегрировать и примирить эти двойственные чувства.

Он расщепляет реальность в своем сознании, с одной стороны - светлый и недостижимый идеал, мечта о слиянии с первичным объектом, идеал чистой любви, с другой - желание возмездия и очищения от зла. Т.е. противопоставление одухотворенного идеала и греховности сексуального, мирского. Непримиримость этих полюсов - характерная черта данной исторической эпохи.

Защищаясь от собственных влечений, художник обращается к языку искусства, воссоздавая на полотнах образ одухотворенной красоты. Но преодолеть внутреннюю амбивалентность художник не смог, неизбывная печаль сопровождает созданные им образы. Тоска о несбыточном мешает принять реальность. Зритель чувствует незащищенность образов на картинах, смутное ощущение тревоги.


Недостижимость идеала, первые нотки психологизма в искусстве

Культурные мифы Ренессанса таили в себе неразрешимые внутренние противоречия и загадки, открыть которые человечество смогло лишь позднее. Позиция человека, провозглашенная Пико дела Мирандолой - «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире», оказывается не слишком устойчивой и гармоничной для человека того времени. Человек не чувствует себя целостной личностью. На примере творчества С.Боттичелли мы видим, сколь тяжело даются попытки освободиться от природных влияний.

Тем не менее, полотна Боттичелли, даже позднего периода, наполнены гармонией и красотой. Художник преодолевает ограничения как средневековой живописи с ее потусторонней предзаданностью, так и античный идеал в его обезличенной красоте. Художник мастерски выявляет душевные движения, его живописи свойственен психологизм, и для живописи того времени это было большим шагом. 

Материальная телесность была наполнена художником чувственностью и одухотворенностью одновременно. Благодаря Боттичелли возникает новая форма восприятия красоты - очеловеченная интимная телесность. Художник живописует человеческое тело и посредством него движения души. В результате получается, с одной стороны, как будто бы всеобщая материальность, а с другой стороны, необычайная интимность внутренних переживаний, тонко выраженных при помощи чисто телесных приемов.