Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Уилфред Бион. Истоки мышления - альфа функция - сновидное мышление

Уилфред Бион открыл и сформулировал понятие альфа-функции. В центре внимания Биона - мышление, как  работает психический аппарат, как зарождается мысль, каким образом мы способны переживать и перерабатывать опыт. Психический аппарат - аппарат для думания мыслей - альфа функция. Формирование альфа-функции дает нам возможность  обрести свои мысли, чувства, начать говорить собственным голосом. 

α-функция – полеты и фэнтези

α-функция – одно из базовых понятий психоаналитической концепции У.Биона. Альфа-функция – концепт, с помощью которого Бион попытался смоделировать и представить, как может происходить становление психического опыта, каким образом человек из рецептивного и воспринимающего существа становится мыслящим и способными переживать эмоционально опыт, с которым сталкивает его жизнь, и находить смысл, который помогает ему на этом сложном пути.

Это гипотетический аппарат переваривания мыслей и сложного эмоционального опыта, совокупность множества ментальных действий, которые для нас не совсем ясны, т.к. они не связаны с формальными логическими операциями, но без которых наша психика не может нормально функционировать.

α-функция – фундамент, точка отсчета функционирования психики, с которой начинается сложная переработка и трансформация сенсорного, чувственного и эмоционального опыта, всех раздражителей, поступающих из окружающей среды. Все эти необработанные импульсы, впечатления и отклики на раздражители трансформируются благодаря альфа-функции в визуальные пиктографические образы - α-элементы, которые, в свою очередь, становятся исходным материалом для дальнейшей переработки мышлением, а также для мыслей сновидения, сновидного мышления. α-элементы пригодны для запоминания и дальнейшего использования психикой.

Работа альфа функции - это путь контекстуализации, который способствует стабилизации: я не изолирую или проецирую наружу сложный опыт, а начинаю мыслить его. Это состояния, когда мы отдаемся свободному течению мыслей, не пытаясь никак повлиять на этот процесс, мы погружаемся в водоворот переживаний, осколков впечатлений, страхов, неопределенности, болезненных ощущений. И в этом калейдоскопе, в этом сновидном вареве происходят загадочные преобразования, в которых альфа элементы, как некие первичные контейнеры, вбирают в себя аспекты текущего сенсорного опыта, эмоционального переживания, напряжения, это образы, которые выражают эмоции и аффекты, которые переживает человек в данный момент.

Первоначально альфа функцию для каждого человека выполняла мать. Маленький ребенок, младенец еще не способен перерабатывать собственный эмоциональный и телесный опыт, и мама становится для него его мыслительным аппаратом, помогая ему справляться со сложным опытом, придавая значения этому опыту и смысл, обозначая переживаемое словами, переводя в образы, способные успокоить ребенка, дающие ему возможность засыпать и видеть сны.

Мать помогает ребенку справляться с хаосом. Ее фантазии, ревери, мечтания в отношении малыша – все это становится их общим переживанием, в котором маленький человек обретает самого себя и вбирает эту способность к альфа функции, которой так щедро делится мать. Мамин нежный шепот, теплые прикосновения, укачивания, колыбельные песни, смешные гримасы и слова, ее улыбки, смех – весь этот нехитрый арсенал становится важнейшим опытом для малыша, формирующим основу его психического пространства.

Если же этих коммуникаций не хватало, тогда у ребенка не формируется способность к альфа функции, и мы имеем дело с травмой, с невозможностью перерабатывать эмоциональный опыт, справляться с телесными напряжениями, аффектами, импульсами, фрустрирующим опытом. В психоаналитической ситуации аналитик выполняет для анализанта эту функцию, помогая восполнять пробелы и недостаточную работу альфа функции пациента.

Чтобы понять причину плохо работающей альфа функции, Бион исследует ситуацию отсутствия матери. Он называет это переживание «не-вещь». Мать отсутствовала физически или психически, потому она не могла переработать переживания ребенка, не могла их вместить в себя. И ребенком это могло переживаться как катастрофа, не как отсутствие желанного объекта, а как присутствие ужасного, преследующего объекта. Тогда единственный способ справиться с тяжелыми эмоциями и напряжениями – убежать от них, попросту избавиться.

Бион говорит о том, что у нас есть два пути – помыслить сложную ситуацию или отвергнуть ее. Вопрос в том, принимаем ли мы этот вызов или нет. И если мы набрались смелости и решились впустить сложный опыт в себя, позволили себе соприкасаться с ним, тогда мы начинаем развивать свой психический аппарат, или иначе говоря, аппарат для думания мыслей – то, что Бион назвал альфа-функцией. Тогда мы не отбрасываем сложный эмоциональный опыт, а начинаем его связывать с другим психическим содержанием, мы плетем сложные узоры нашей внутренней жизни из обрывков воспоминаний, чувств, восприятий, собирая тысячи колющих нас осколков, этот кружащийся калейдоскоп в единую картину, в некую форму, способную открыть нам ощущение себя и исцелить нас.

Если же мы отбрасываем опыт, либо изолируя все, что с ним связано, либо выбрасывая наружу, тогда все эти непереработанные, непереваренные психическим аппаратом впечатления, эмоции, сенсорные ощущения остаются неоформленными, разбросанными – в этой ситуации мы имеем дело с β-элементами. β-элементы – части непереваренного эмоционального и сенсорного опыта, моторный опыт, который приравнивает мысли к действиям, он непригоден для использования психикой и может быть только отторгнут, извергнут. Тогда мы оказываемся пленниками собственных переживаний, мы затоплены и погребены в безднах страдания и хаоса.

Таким образом, альфа-функция позволяет нам собирать хаос β-элементов, эти разрозненные, бессмысленные и неорганизованные содержания, этих диких мустангов, в некое единство. Она позволяет нам совершать мистический переход от сенсорных ощущений тела, от возбужденных нейронов, от беспорядочного возбуждения к сновидческим образам, этот процесс дает возможность преобразовать сенсорные ощущения, необработанную информацию темных телесных импульсов в нечто такое, что можно обдумывать, переживать как эмоции.

Вспомним Фрейда – именно возникновение проблемы запускает мышление. Активность мышления, по мысли Фрейда, первоначально являлась процедурой, направленной на освобождение психики от добавочного раздражения. Этот же процесс описывала Мелани Кляйн, формулируя его как процесс проективной идентификации. Проективная идентификация является источником мышления, наше мышление начинается как проективная идентификация.

Мелани Кляйн описывала процесс проективной идентификации, как позволяющий младенцу освободиться от хаотических импульсов - β-элементов путем помещения их в тело матери. Человек соприкасается с чем-то невыносимым, к тому же еще и неизвестным, и из-за неспособности символизировать эти элементы опыта, он может только лишь избавиться от них, в своей фантазии поместив это в конкретное лицо или некий объект, и уже с этой позиции контролировать эти непереносимые аспекты собственного селф. Хаотические β-элементы могут также переживаться как болезни тела, ипохондрические состояния, психотические декомпенсации, состояния непонятной тревоги и преследования.

Если же мы принимаем удар, откликаемся на вызов ситуации, не уклоняемся от аспектов сложного опыта, мы становимся способными продуцировать α-элементы. Так, разбираясь в этой сложной внутренней ситуации, мы начинаем разделять β-элементы и α-элементы. β-элементы – это вещи-в-себе, непознаваемые объекты, которые невозможно использовать в мыслях сновидения, и они могут быть использованы лишь для проективной идентификации, т.е. для эвакуации из собственного внутреннего пространства, они причиняют нам страдание, от которого хочется немедленно освободиться. В свою очередь, выдерживая удар, терпя напряжение, мы задействуем альфа функцию, становимся способными производить α-элементы, которые можно использовать для мыслей сновидения и для работы мышления, т.к. работа альфа функции может быть как осознаваемой, так и бессознательной.

В этом смысле для нас важно то, как Бион трактует природу сознательного и бессознательного, границы и переходы между ними. Для Фрейда существовал четкий водораздел – первичные (бессознательное) и вторичные процессы (сознание и предсознание). Концепция Биона предлагает нам иное прочтение этого водораздела – это некий психический континуум, где сознание и бессознательное разделены не так четко, как это мыслил Фрейд. Альфа элементы как раз и являются тем разделителем – контактным барьером, составленным из огромного количества альфа элементов. Причем этот контактный барьер полупроницаемый и динамичный. У Биона есть метафора, описывающая эту сложную динамику – звездное небо, которое мы можем наблюдать не только ночью, но и днем при свете солнца, но для этого нужны особые усилия и определенная освещенность.

Концепция альфа функции дает нам совершенно новое понимание психической ситуации, становления психики, мышления и роли эмоций в этом сложном процессе. Мы совершенно иначе можем раскрывать и трактовать сущность тех болезненных симптомов и проявлений, от которых страдает человек. Это дает нам возможность понимать человека на более глубоких уровнях, дает шанс исправить болезненное, и даже если это не всегда удается, то хотя бы научиться принимать и выдерживать то, что происходит, иначе говоря выдерживать собственную несовершенную природу.

Состояние боли – это некая терра инкогнито, пространство немоты и изолированности. И способность к альфа функции дарует нам возможность выхода из плена немоты. Это подобно прыжку, полету – ураган чувств выносит нас в новые пространства, принося чувства облегчения и вдохновения. Полет – метафора способности мыслить, движения навстречу своей внутренней реальности, сокровенной сути, на встречу с собой, возможности соприкасаться с фантазиями и мечтами. Для нас это возможность свободы, свободы в своем внутреннем мире. Это те мгновения жизни, когда внутренняя реальность соотносима с внешней общезначимой реальностью. Это тот инсайт, которого так жаждет каждый пациент в психоаналитическом кабинете.

Мы страдаем от неравнозначности - как сделать так, чтобы одно не оспаривало другого – внутренняя реальность и конвенциональная реальность, разделяемая всеми? Понятие альфа-функции направляет наши поиски по пути соединения представлений индейского племени и конвенции - современные культурные правила.

(4.64)