Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Уилфред Бион – группа - источник развития или возможность избежать развития?

Нарциссизм и социальность

Еще З.Фрейд в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» провел аналогию между индивидуальной психологией человека и массовой психологией. Уилфред Бион в своем творчестве развивал эту мысль: «кажущееся различие между групповой психологией и индивидуальной психологией есть иллюзия, создаваемая тем фактом, что группа выводит на передний план явления, которые представляются чуждыми наблюдателю, непривычному к использованию групп» (Бион, 1968).

В подходе Биона к работе с группами определяющими представляются две идеи. Во-первых, Бион считал, что разделение между индивидуальной психологией и социальной психологией основывается на иллюзии. Он понимал человека как существо групповое – индивидуальное психическое устройство индивида теснейшим образом связано с другими людьми, и то, что выражает индивидуум отражает конфигурацию всей группы.

Вторая опорная точка подхода Биона к группам связана с пониманием несомненного примата внутренней психической реальности, в силу которого мы начинаем понимать происходящее в группе как зеркало или же как плоскость проекции индивидуального внутреннего мира объектных отношений каждого отдельного участника группы.

Т.е., с одной стороны, Бион признавал индивидуальность в группе, и мало того, считал определяющей роль индивидуальных внутренних процессов индивидуума в общих групповых процессах. С другой стороны, понимал происходящее с отдельным участником как выражение общего напряжения, а то, что выражает отдельный участник в групповом процессе – как отражение конфигурации всей группы.

На первый, поверхностный взгляд, в этом есть противоречие, и не понятно, что же является определяющим – нарциссизм или социальность, что на что влияет и что чему угрожает, порождая характерные для любой группы тревоги. Но если заглянуть глубже вслед за Бионом (а он пытался смотреть в самую сердцевину происходящего), то данные противоречия уже не так остры, и мы начинаем понимать сложную динамику групповых процессов и связанные с ними переживания каждого отдельного участника группы.

Через что же мы можем соприкасаться с общим всей группы, но при этом выражающим внутреннюю реальность каждого индивида? Благодаря каким механизмам происходит именно так? Ведь Бион не использует понятие коллективного бессознательного или группового бессознательного. Нет, об этом речь не идет. Речь идет именно об индивидуальном бессознательном отдельного участника, но воплощаемом в общих для всей группы идеях и конфигурациях.

Как могут соприкасаться и связываться социальное и интимная ткань внутренней жизни индивида, его объектного мира? Почему складывается именно этот причудливый рисунок взаимодействий в каждый отдельный момент жизни группы? Эти вопросы волновали Биона.

Протоментальная система. Валентность как нить Ариадны

И Бион совершает, образно говоря, квантовый скачок, вводя понятие протоментальной системы – места, где сходятся телесное и психологическое, физическое и умственное. Протоментальная система – это еще не умственное, но уже не телесное, и наоборот. Имея дело с подобными феноменами, мы не можем четко провести демаркационную линию между одним и другим. Но тем не менее эти феномены могут быть обнаружены в переживаниях участников группы.

Следует отметить, что я тоже совершаю скачок, забегая далеко вперед, т.к. понятие протоментальной системы и последующее, связанное с этим, фундаментальное понятие бетта элементов Бион ввел гораздо позже, уже не работая с группами, а основываясь на пережитом опыте. Но здесь такой скачок представляется уместным, т.к. эти понятия (протоментальная система и бетта элементы) ключевые, это та сердцевина, которую и пытался исследовать Бион в каждой клинической ситуации.

Феномены протоментальной системы – это не что-то немое, как можно предположить. Эманации протоментальной системы могут проявиться как телесное событие, так и как психологическое. Существует речь протоментальной системы – и то, что происходит на группах зачастую и есть «речь» протоментальных систем участников процесса. Групповая ситуация – результирующее всех этих бессловесных протоментальных волн, озвучивание немого кино наших бессознательных процессов. И тончайший слух Уилфреда Биона уловил эти мельчайшие коннотации и обертоны, и даже описал навеянные этими звучаниями интересные идеи, о которых и пойдет речь ниже.

Бион много работал с группами, руководил реабилитационным центром военно-психиатрического госпиталя в Нортфилде, затем работал в Тавистокской клинике в Лондоне. В своей работе он изучал эмоциональную жизнь группы, ее динамику, исследуя явные и скрытые процессы взаимоотношений в группе по мере их проявления.

И первое, на что натолкнулась мысль Биона - это наблюдение, что группа не всегда работает в соответствии со стоящей перед ней сознательно формулируемой задачей, а начинает вести себя таким образом, словно у группы есть совершенно иные задачи, но при этом не оформленные, неясные, невнятные. В связи с этим наблюдением, Бион разделяет группу на рабочую группу и группу базовых допущений.

Рабочая группа – это та часть группы, которая выполняет сознательно поставленную задачу, причем под этим термином имеются в виду не сами люди - участники группы, а именно психическая активность участников, направленная на решение сознательно поставленной задачи.

Группа базовых допущений – это другой уровень психической деятельности группы, который не направлен на решение сознательно поставленной перед группой задачи. На что же направлена эта активность? Можно предположить, сколько людей, пытавшихся понять происходящее в человеческих коллективах, искали ответ на этот вопрос. Бион тоже искал ответы на этот вопрос, и, наблюдая за происходящими групповыми процессами, он предположил, что существует три базовых допущения, которые и направляют эту не регламентированную, кажущуюся бессмысленной активность группы.

Таким образом, базовое допущение группы – это то, вокруг чего строится групповая ментальность, направляющая активность участников. Доминирующее базовое допущение группы прорастает из протоментальной системы индивидуума. Речь идет о неких архаичных, довербальных пропозициях, имеющих смешанное происхождение из телесного и умственного, когда это еще неразличимо и не дифференцируемо.

Связывающим же элементом является понятие валентности. У участников группы должна быть валентность к доминирующему базовому допущению данной группы, иначе возникнет конфликт или участник покинет группу. Главный вопрос – на что мы отзываемся? Какая базовая идея заставляет звучать и колыхаться наши струны? Свой свояка увидит издалека, - возможно, возникает нечто подобное.

Итак, группа собралась, какое же базовое допущение будет доминировать? То, к которому тяготеет большинство. Для отдельного участника группы валентность к избранному большинством базовому допущению определит его готовность установить эмоциональную связь с группой. Дальше эти базовые допущения проявляют себя как способы поведения, как реакции участников на столкновение с болезненным эмоциональным опытом и на бессознательные страхи в группе.

У каждой группы базового допущения свои специфичные страхи и обольщения. На какие страхи и обольщения мы откликаемся?

Группы базового допущения – обеспечение связности группы

Группа с базовым допущением зависимости имплицитно несет в себе желание иметь лидера, от которого участники могли бы зависеть. Люди отказываются от ответственности за себя и свою жизнь во имя безопасности (точнее, фантазии о безопасности) - теперь не нужно самому думать, принимать сложные решения, сталкиваться с эмоциональным опытом и проблемами.

У участников складывается общее ожидание, что руководитель группы будет заботиться о них, удовлетворять все нужды и потребности, защищать от напастей и тревог. В общей групповой фантазии руководитель представляется всемогущей и грандиозной родительской фигурой – царь-батюшка. Таким образом, лидер группы – это тот, кто решает все проблемы, на кого можно надеяться, как на отца родного.

Участники группы пребывают в эйфории от переживания близости с таким лидером группы, который несет за все ответственность. Но в то же время обратной стороной эйфории будет чувство несправедливой обойденности, преследования и страх аннигиляции. Каждый в тайне рассчитывает, что именно он самый важный участник для руководителя, пытаясь заявить свои права на свою исключительность и на лидера. Столкнувшись с обратным, что неизбежно, участник переживает мучительное разочарование в лидере, ощущая себя обманутым и преданным.

Группа ожидает, что выбранный лидер будет вести себя в соответствии с ее ожиданиями, если же он не соответствует ожидаемым представлениям или в фантазии группы он уклоняется от этого, это воспринимается как оскорбление и несправедливость, как провокация, тогда на лидера группы обрушивается всеобщая ярость. Но это уже другая история.

Группа с базовым допущением борьбы - бегства. Широко известно, что нет ничего более объединяющего, умиротворяющего и сглаживающего противоречия между людьми, нежели наличие общего врага или недруга.

Группа или отдельные ее члены выбирают метод либо бороться с кем-либо или чем-либо (тем, что представляется опасным, недружелюбным), либо убегать от неприятеля; при этом не видится никаких иных возможностей и альтернатив. Напротив, предложение иной методологии в таких условиях, скорее, вызовет враждебность и подозрительность.

От лидера группы базового допущения борьбы – бегства ожидается, что он поведет группу в борьбу с неким врагом, либо, наоборот, поведет в бегство от врага, т.е. обеспечит спасение, избавление. Мы постоянно наблюдаем поворот от паники к агрессии, здесь эти аффекты взаимо обратимы.

В группе в этим базовым допущением самый подходящий лидер – это тот, у кого уже есть на уме противник или тот, кто с легкостью его обнаруживает в любом более или менее подходящем для этой роли объекте. Если лидер не принимает на себя эту роль, группа выбирает себе другого лидера, который сумеет уловить этот умственный настрой группы и пообещает избавление от врага, поведя группу за собой либо в борьбу, либо в бегство.

Группа с базовым допущением мессии (поиск пары). Это самое интересное, мистическое ментальное настроение группы – мистический союз, ожидание мессии, благословенная пара. У группы есть надежда на пару, которая, родит мессию. В группе есть пара, которая, согласно общей фантазии участников, породит нечто, что возымеет спасительный эффект и разрешит все существующие проблемы и противоречия, избавит от боли.

Эта пара окружается некоторой изоляцией, никто не вторгается на эту территорию, все относятся к этому с надеждой. Возможно, это некий способ допустить тайну в групповую среду, которая проницаема. Приходит на ум такое: «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Нечто похожее можно пережить на группе образования пар.

В группе образования пары лидером является еще не рожденный, нечто в будущем. Еще не рожденное, но уже желанное, причем для всех – именно это является той точкой, тем, что объединяет участников группы. То, чего они боятся - это реальных изменений. Важно, чтобы эти надежды на будущее никогда не сбылись, а оставались лишь надеждами, тогда группа избежит мучительных чувств, связанных с изменениями.

Всегда ожидание, но не рождение. Почему так? Рождение будет означать крушение надежд и иллюзий о совершенстве и о прекрасном будущем. Ведь рождение влечет за собой перемены, изменения, и это всегда переживается болезненно. Что будет потом? Выживет ли группа? Бион отмечает, что группе поиска пары свойственна антипатия к новым идеям, к тому, что может повлечь за собой реальные изменения в жизни людей.


Итак, группа базового допущения – это определенные защитные механизмы, попытка убрать преследующие чувства, возникающие в групповых процессах. В этих групповых защитных механизмах Бион видел способы группы справиться с тенденцией к распаду, с желанием избежать распада и сохранить группу.

В зависимой группе лидер обеспечивает желанную связность группы, все движется через него, он – главный охранитель группы, ее надежа и опора. В группе борьбы – бегства ощущение связности, цельности приходит из идеи общего врага, это объединяет участников, дает возможность сплотиться, тем самым предотвратить распад. В группе пар – надежды на будущее выполняют ту же функцию объединения, спасения и сохранения группы.

Страх перед изменениями – это то, что управляет всеми этими процессами в группах базовых допущений, заставляя участников объединяться под эгидой того или иного базового допущения. Базовое допущение – как спасительный флагман, как опора, причем опора на то, чего нет в реальности, но есть в фантазии участников! А фантазии, как известно, имеют огромную силу влияния на нас, в них сокрыта большая мощь.

Миры больших и малых групп

Итак, как мы увидели, есть разные группы, и для каждой группы базового допущения характерны свои взаимоотношения лидера с группой, своя ментальность, свои специфичные страхи, эмоциональные паттерны, защитные реакции. Следует отметить, что базовые допущения могут варьироваться внутри одной группы на протяжении времени, но в данный конкретный момент мы всегда имеем дело с одним базовым допущением. И когда в группе доминирует одно базовое допущение, два других в этот момент изгнаны в протоментальную систему.

Работая с группами на протяжении многих лет, Бион понял, что групповая ментальность базового допущения – это попытка убрать преследующие чувства, таким образом группа избавляется от угрозы, связанной с развитием. Бион говорит о том, что в моменты психических изменений возникает катастрофическая тревога, именно от этой тревоги и защищаются позицией, представленной ментальностью базовых допущений.

«Это не просто негативная позиция; процесс развития сравнивается с каким-то другим состоянием… подобным появлению на свет полностью экипированным в качестве взрослых людей, снабженными инстинктом, чтобы в точности знать, без обучения или развития, как жить и двигаться и как существовать в группе. Есть только один тип группы, который приблизительно похож на эту мечту, и это – группа, где доминирует одно из трех базовых допущений». (Бион, 1961).

Бион заметил, что в любой точке времени в группе присутствуют одновременно рабочая группа и доминирующая группа базового допущения. И в связи с этим обстоятельством, мы постоянно можем наблюдать колебания между регрессивной и прогрессивной позицией группы. Это очень важный процесс колебательного движения от прогрессивных тенденций к регрессивным, который никогда не прекращается, и участникам группового процесса приходится с этим иметь дело и как-то справляться.

В связи с этим мы можем говорить о «психическом бинокулярном зрении» (Бион), которое позволяет наблюдать обе эти тенденции в групповой динамике, причем зачастую одновременно. Протоментальная система никогда не «замолкает» в групповых процессах, мы постоянно сталкиваемся с давлением с этой стороны, которое схватывается валентностью к тому или иному базовому допущению, и дальше уже это давление разворачивается во взаимодействиях между участниками группы.

Благодаря этому процессу мы можем иметь дело с бетта элементами (сложные, непереносимые состояния ума) и с необходимостью работы альфа функции (переработка сложных, непереносимых состояний ума - бетта элементов). И чем больше у нас опыт этого колебания, тем более опытны мы в смене этих состояний, - путь от ментальности базовых допущений к активности рабочей группы становится более простым, более проходимым. Из этих колебаний рождается концепция целого, когда мы ни от чего не отказываемся, даже от бетта элементов, когда всему есть свое место и время.

Можно сказать, что лидер группы вместе с рабочей группой выполняют роль своего рода альфа функции для группы базовых допущений.

Бион говорит о том, что эти базовые допущения имеют место не только в малых или в терапевтических группах, а что "в каждом сообществе мы можем наблюдать доминирование менталитета того или иного базового допущения. Эти базовые допущения присутствуют также в больших массовых группировках, которые составляют общество" (Бион).

В заключение я хочу отметить, что гипотезы Биона относительно групп кардинально повлияли на подходы в работе с группами, и из этих предположений выросло целое направление в групп анализе – так называемый психоанализ группы. До опытов Биона в групповой работе в центре внимания находился отдельный участник. Эта ситуация принципиально изменилась в связи с обнаружением базовых допущений, которые позволяют делать заключения о бессознательных фантазиях и страхах в группе.

Задача руководителя группы в этом подходе заключается в том, чтобы помочь участникам обнаружить защитный характер базового допущения, к которому они склоняются, и помочь трансформации группы базовых допущений в рабочую группу, где возможна кооперация, где формируются связи знания (К).

Так с чем мы имеем дело - группа - это источник развития для нас или возможность избежать развития? Конечно, можно спрятаться под зонтиком общей групповой ментальности того или иного базового допущения и избежать индивидуальной ответственности и необходимости терпеть эмоциональную боль. Но такой путь не дает возможности развития, не дает переживания собственной индивидуальности, а также решения существующих проблем.


Голенева Лада

(4.86)