Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Возрастные кризисы в психологии. Смысл кризисов

Кризисные периоды жизни могут совпадать с кризисными периодами в развитии человека. Возрастные кризисы


Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу...

Природа человека устроена так, что каждый из нас на своем жизненном пути проходит через целый ряд возрастных кризисов. Определенные этапы нашей жизни, как времена года последовательно сменяют друг друга, и в соответствии с ними мы претерпеваем изменения - то наполняемся, то иссякаем, то оживляемся, то затихаем. Эти этапы и переходы, связанные с ними, есть проявление пульсации жизни в нас.

Мы проходим жизненные вехи - рождаемся, расцветаем, наполняемся жизненной силой, которая постепенно ослабевает и угасает. Это естественные процессы, естественные циклы - взросление, развитие, увядание, которым все подчиняется.

Подчиняемся ли мы этому естественному порядку? Готовы ли мы принимать его вызовы, насколько мы расширяем свое сознание, чтобы вместить в себя то новое, что приносит нам переменчивая жизнь. Чем острее мы сопротивляемся этому естественному порядку, тем болезненнее проходит кризис середины жизни.

Возрастные кризисы в психологии - смысл кризисов - стабильные и кризисные периоды развития

Кризис развития - особый момент в человеческой жизни, момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием, он не обязательно осознается, лишь спустя некоторое время человек осознает, что этот этап пройден. Кризис несет некоторую опасность для нас, но дарует также и возможности. И сухой остаток кризиса в очень большой степени определяется нашим внутренним выбором, осознанным или нет.

Все возрастные кризисные этапы, начиная с детского возраста и до периода зрелости, приносят неудобства и выводят нас из привычной зоны комфорта, побуждая двигаться в неизвестное, а это всегда страшно и неудобно. До этого мы освоили какое-то жизненное пространство, мы развили какие-то качества, научились получать удовольствие от каких-то вещей, наработали необходимые ресурсы. Наступление кризисного периода заставляет нас менять привычное существование, покинуть насиженное место, осваивать новые пространства и цели. Кризисный период становится проблемой тогда, когда мы не хотим выходить из зоны комфорта.

Наши биологические часы тикают неустанно, на пути от детства к старости мы меняемся год от года. Когда-то эти перемены происходят почти незаметно и постепенно, когда-то - резко и интенсивно. В стабильные периоды (литические) изменения, происходящие с нами постепенны и умеренны. Критические периоды характеризуются резкими качественными скачками. Т.е. развитие человека происходит через качественно различные стадии, которые можно сгруппировать в два типа: критические и стабильные периоды.

Стабильный период развития характеризуется медленным накоплением, мы накапливали необходимые ресурсы, осваивали жизненное пространство, до которого могли дотянуться, выгораживали свою зону комфорта, т.е. определяли, что для нас комфортно, а что - нет, и в соответствии с этим организовывали свою жизнь. До кризиса мы что-то получали от жизни, в нас что-то вкладывали, мы жили в определенности и стабильности, и теперь, с наступлением кризиса, приходит пора реализовать накопленный потенциал, семя должно расцвести в цветах.

Кризис характеризуется резким качественным скачком в развитии, т.к. происходит важный момент в жизни человека - смена качественной стадии развития, переход на следующий этап жизни, который требует от человека нового понимания себя, расширения аспектов собственной идентичности, переформулирования жизненных задач, стоящих перед ним.

Любой возрастной кризис обеспечивает возможность перехода на новый этап развития. И как было уже отмечено, кризис - это всегда дискомфорт, но таковы законы развития - развитие возможно только через боль и преодоление дискомфорта, иначе мы не развиваемся. Мы знаем закон, что если нет сопротивления, нет и движения. При благополучном прохождении кризиса у нас формируется новое самосознание, мы строим новые взаимоотношения с окружающим миром.

Чем же так неудобен кризисный период? Так как социальная ситуация, в которой мы находимся, ставит перед нами новые усложняющиеся на каждом возрастном этапе задачи, мы сталкиваемся с потребностью в новых ресурсах, которыми пока не обладаем, от нас требуется то, чего пока у нас нет. Это является причиной того, что в каждом критическом периоде наша самооценка становится неустойчивой. Плюс ко всему еще, в целом, современная ситуация характерна тем, что возросла сложность мира, и от нас требуется развитие разноплановых качеств, конкурентоспособность, выносливость нервной системы, в то же время гибкость и хорошая адаптивность. На кризисе мы оказываемся уязвимыми.

В кризисный период должны быть сформированы психологические новообразования, которые позже станут завоеваниями стабильной фазы развития, войдя в структуру психики человека, т.е. когда человек их полностью ассимилирует и освоит как инструмент. Момент, пока эти новообразования еще не вошли в структуру психики, но их надо в себе удерживать, психологически сложен. Он требует больших психоэнергетических затрат и усилий. Этим и отличается сложность всех кризисных периодов.

Начиная с младенческих лет и до самой старости, человек в определенные моменты сталкивается с накоплением неких противоречий текущего этапа развития, которые прорываются через кризис и должны быть преодолены, человек вырастает из коротких штанишек предыдущего этапа жизни. Кризис знаменует собой новое рождение, в процессе которого осуществляется преемственность идей, движение, раскрытие новых аспектов идентичности, рост, формирование новых взаимоотношений с окружающим миром. Мы должны выносить новые идеи, которые помогут нам понимать себя и жить дальше.

Когда ребенок появляется на свет, он переживает первый в своей жизни кризис - кризис новорожденности. Т.е. уже в момент рождения ребенок проходит через кризис, смысл которого - возможность индивидуального существования, индивидуальной психической жизни, основой которой является психофизиологическая готовность ребенка к существованию в этом мире. Из медицинской статистики известно, что пик детской смертности приходится именно на кризис новорожденности.

Цикличность жизни. Кризисы детского и подросткового возраста

Существуют определенные общие закономерности в развитии людей. Развитие происходит на протяжении всего жизненного цикла человека и имеет сложную организацию во времени. Каждый жизненный этап (т.е. этап в нашем развитии) ставит перед нами свои особенные задачи.

Любой критический период имеет свою специфичность и сензитивен к формированию того или иного психологического новообразования, т.е. когда человек обладает максимальной способностью к освоению тех или иных знаний, навыков, способностей.

Для более объемного понимания феномена развития мы рассмотрим кризисы, характерные для детских возрастов.

Кризис одного года. Ребенок еще в коконе, в диаде - мать-дитя. Если к этому времени сформировано чувство базовой безопасности, доверие к миру ребенок все больше исследует окружающий мир, может уже побыть без мамы. Важность освоения предметного мира и окружающего пространства. Это критический период для развития речи, в рамках овладения предметом ребенок осваивает речь, поэтому очень важна ситуация общения ребенка с мамой. Эмоции еще на уровне аффекта - все надо немедленно, с этим связан дебют воли - гипобулические реакции, резкие проявления.

Кризис трех лет. Первый опыт сепарации/индивидуации. У ребенка формируется ощущение собственной отдельности, внутренней структуры самоощущения собственного «я». Теперь мое «я» отдельно от «я» матери. В этот период развивается гордость за достижения, он гордится тем, что может делать что-то сам - «Я сам». Позже это новообразование включается в очень сложную структуру - «Я-концепцию» человека, в систему формирования мотивационной сферы, способствуя развитию чувства собственного достоинства. Если такое самоощущение у ребенка не сформировано, он будет ощущать себя пустым, неинтересным самому себе, ущербным, недостойным уважения, тотально зависимым.

Кризис семи лет. Сглаженный в проявлениях, но очень значимый. Начинается процесс социализации ребенка. Ребенок приступает к учебной деятельности, т.к. в этот период происходит формирование лобных долей головного мозга, что дает возможность развития способности к произвольности и самоконтролю. Готовность к обучению определяется также способностью к интеллектуализации аффекта и обобщению переживаний, что дает возможность управлять эмоциями, с этого момента ребенок может переосмыслять эмоции, способен скрывать чувства, тайно переживать.

Подростковый кризис. В подростковом возрасте человек вступает в принципиально иную фазу жизни. Это супер кризис. Здесь обостряются противоречия всех предыдущих стадий развития - причем все сразу. Подросток должен выполнить массу задач: справиться с недоработанными задачами предыдущих периодов, выкристаллизовать свое собственное Я, отделиться от родителей, найти свой коллектив, стать автономным и при этом сохранить отношения. Это время между двумя мирами - миром детства и миром взрослых, мир детства уже выталкивает подростка, а мир взрослых еще не принимает, в этом заключается драма этого периода. Главная задача - завоевать автономию и сделать выбор - выбрать дорогу, по которой он пойдет по жизни. Формируются его ценности и взгляды, «я-концепция» - представление о себе, своих талантах и способностях, негативных сторонах, самооценка. Для решения этих очень сложных задач подростку важно понять, в чем его уникальность.

Выход из детства, взросление не означает то, что мы полностью сформированы и кризисы нам не грозят. Во взрослой жизни также есть критические периоды, в которых определяется наше дальнейшее развитие. И кризис среднего возраста - наиболее яркий и кардинальным образом влияющий на дальнейшую жизнь человека, определяющий его приоритеты и направление. Это кризис аутентичности, т.е. соответствия самому себе, т.е. насколько мой образ жизни, мои цели, профессия, семья, отношения соответствуют моим самым глубинным запросам и потребностям.

Читать далее о возрастных кризисах (кризис среднего возраста):

Кризис среднего возраста как поиск себя. Как преодолеть этот кризис

Выход из кризиса среднего возраста - возможность быть собой

(5)