Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Новослободская,
ул.Селезневская, д.11а с.2

Кризис среднего возраста как поиск себя. Как преодолеть этот кризис

Кризис среднего возраста - что это? Как преодолеть кризис среднего возраста?

Середина жизни

Земную жизнь  пройдя до половины, 

я очутился в сумрачном лесу...


Жизнь - это течение, поток, в котором мы несемся и пытаемся им насколько возможно управлять. Это движение направляется нашими внутренними ориентирами и центром притяжения - куда меня тянет, к чему я стремлюсь, какие мои ценности. 

Наши ценности и мечты - это ориентиры, которые стратегически направляют нашу жизнь. Мы хотим не просто проживать нашу жизнь на уровне конкретных вещей, у каждого из нас есть глубинный запрос на самореализацию, для нас важно раскрыть потенциал, который накоплен, а также ощущать смысл происходящего с нами. Если этого не происходит, остается неудовлетворенность. Мы ищем решение этой проблемы на уровне конкретных вещей, но это не помогает. 

Кризис среднего возраста - это та точка жизни, на которой происходит резкая смена главных акцентов в жизни. Важно понять, что кризис - это не патология, это нормативный процесс, который показывает, что развитие происходит. Живет себе человек, живет, и вдруг, в какой-то момент он перестает удовлетворяться тем, что происходит в его жизни, тем, как он живет. Он начинает ощущать себя придатком к тому, с чем он отождествлялся, а хочется ощутить свою ценность. И постепенно он начинает осознавать, что он - нечто большее, чем те приоритеты и ценности, которыми он жил до кризиса. 

Ситуация кризиса - это ситуация обесценивания того, что было раньше, всех прежних завоеваний. Часто этот процесс сопровождается глобальным ценностным кризисом, у человека происходит проработка всех осознаваемых ценностей. Поэтому ситуации, когда человек в возрасте 40-45 лет вдруг резко меняет всю свою жизнь, оставляет семью или работу, резко меняет увлечения не редкость. Жизненные программы, которые вел человек, вдруг кажутся ему неважными. Человек теряет ориентиры и чувствует себя потерянным, и совершенно не понятно - куда же двигаться дальше? 

Происходит жесточайшая ломка прежде значимых для нас ценностей. Самое тяжелое для человека - это утрата значимых ценностей. Старые картинки исчезли, а новые еще не созданы. Начинают мучить вопросы - кто я? Зачем я живу? В чем смысл моего существования? Именно утрата ощущения осмысленности существования и лежит в основе наших страданий, нам не понятно, к чему стремиться, ради чего жить, как вообще проживать свою жизнь. 

Происходит определенный поворот в сознании человека, он становится старше, в связи с чем в жизни происходят изменения, физическая сила уже идет на убыль, возникает ощущение сужения временной перспективы. Человек думает, что он ничего не достиг, что его жизнь прошла впустую, ему хочется это компенсировать, заполнить себя новыми ощущениями, новыми смыслами. Или же человеку кажется, что ему вообще ничего не нужно, возникает страх, что вся его жизнь словно рассыпается на куски. В его жизни к этому времени уже могли произойти серьезные разочарования, относящиеся к карьерным и профессиональным вопросам, разочарования в существующих отношениях, к тому же возникают проблемы с подрастающими детьми-подростками, проблемы со стареющими родителями. Человеку кажется, что рушатся все опоры его жизни, все то, чем он жил раньше, увы, не радует. 

Поэтому возникает потребность все начать с начала, встряхнуть себя, он испытывает желание нащупать новую платформу. Человек начинает по-новому исследовать окружающий мир. 

Застревание на каких-либо периодах детского онтогенеза также может являться большим испытанием в кризисе середины жизни, т.к. жизнь на этом витке начинает предъявлять к человеку более серьезные требования, заставляя его проявлять нравственную силу, ответственность, способность опираться на себя, качества и умения, которые человек мог не сформировать. В этой ситуации внутренние конфликты, которые до этого момента были умеренными или вытесненными в сферу бессознательного, могут обостриться. Все это может быть причиной сильного эмоционального напряжения, которое человек пытается сбросить, резко меняя свою жизнь. Если такие попытки не удаются или невозможны, настигает скука, апатия, депрессия, возможен уход в болезни. 

И в этот момент важно не потеряться в прострации, среди этой бесцельности, а найти опору в самом себе, обратиться к своим истинным мотивам и желаниям, попытаться нащупать вектор, который даст ощущение направления в жизни. Человек должен подвергнуть проверке на аутентичность (соответствие самому себе) свой образ жизни, открыть истинные желания, которые ранее не смог проявить и реализовать, тогда можно определять свои цели, но это должно идти изнутри.   

Встреча с самим собой

Кризис среднего возраста разворачивает нас лицом к самим себе. Раньше мы были повернуты к миру, мы все время были в обойме, постоянно сталкиваясь с внешними задачами, которые нужно было решать - получить образование, освоить профессию, создать семью, растить детей, наладить быть, обустроить квартиру и т.д. Социально-культурный конформизм на протяжении всей жизни диктовал нам правильную последовательность действий.  

Наступила пора - и человек выходит на собственную орбиту, что может сопровождаться сложным переживанием разрушения существующей картины мира, а также представлений о самом себе. Раньше задачу формировали извне, теперь человек сталкивается с той ситуацией, когда он должен сам ставить себе задачи, самостоятельно структурировать свое жизненное пространство, и если такого опыта в прошлом не было, то оставшись один на один с собой, человек может почувствовать себя крайне дискомфортно.  

У человека много проблем с принятием себя, поэтому ключевой момент - это осознать себя как ценность безусловную, и это не должно зависеть ни от каких обстоятельств. Сейчас очень многие люди постоянно говорят о саморазвитии, самосовершенствовании, о работе над собой, они думают, что хорошее начнется, когда они станут другими, а пока еще не стали такими замечательными, нужно куда-то стремиться, чего-то ждать. И они постоянно что-то с собой делают, досовершенствуют себя, откладывая свою жизнь до того момента, пока они не станут такими, какими мечтают быть. Но проблема в том, что изначально многие из них не принимают себя, они хотят стать кем-то другим, быть собой для них крайне дискомфортно. Непринятие себя - это и есть главное препятствие для развития. Нужно не побояться встретиться с собой, познать свою самость.  

Самость - это наша сущность, часть самости осознаваема, часть бессознательна. И наша задача - познать самость, т.е. понять, что во мне подлинное (мое), а что ложное (не мое). Мы хотим быть счастливыми и удовлетворенными, но боимся прикоснуться к этому, внутри есть барьер, который не позволяет быть самим собой, познать и раскрыть свою глубину. 

Когда мы не в контакте со своей самостью, со своей истинностью, со своей глубиной - мы находимся в конфликте. На преодоление внутренних конфликтов (т.е. противоречий между структурами нашего Я, а также подлинным и ложным Я), затрачивается огромное количество психической энергии. Нашу энергию, импульсы наших желаний сдерживают не внешние обстоятельства, не окружающие люди, как кажется нам, а собственная инерция, т.е. повторение привычных паттернов поведения, которые мы страшимся изменить. Мы слишком держимся за свой комфорт, боимся выйти за его пределы. Со временем такая ситуация приводит к усилению психического напряжения и росту тревоги. Нарастающий душевный голод сигнализирует о том, что с нами что-то не так, что мы сдерживаем себя, не даем себе возможности жить так, как требует самость.  

Аутентичному существованию препятствуют укоренившиеся в структуре личности комплексы и установки, неразрешенные внутренние конфликты. Необходимо обнаружить и устранить все, что сдерживает наше развитие, что заставляет нас испытывать душевный голод, из-за которого мы и пускаемся во все тяжкие. 

Первое, что нужно сделать - обратить внимание на то, как мы оцениваем обстоятельства и результаты своего прошлого опыта. Мы не должны отравлять то хорошее, что было в нашей жизни, это очень важно - не обесценивать прожитый опыт. Чтобы чему-то научиться у жизни мы должны полностью ассимилировать плоды опыта, не отвергая ничего из-за страха или смущения. То, что вы отвергаете, попадает в яму подсознания, чтобы там разлагаться, и именно это обстоятельство является причиной психопатологий различного рода.  

Негативное отношение к своей жизни и к ее плодам - источник всех психологических комплексов. Когда мы обесцениваем результаты своей жизни, то мы тем самым вносим в свою жизнь негативный и тусклый фон. Когда мы плохо относимся к себе, к своей жизни, у нас возникают негативные эмоциональные реакции на переживаемые события, мы обесцениваем свой жизненный поток, мы не учимся у жизни и не развиваемся. Создается ситуация - не в коня корм.  

Самое главное, базовое - это знать свои истинные желания. Очень многие люди не знают свои желания, речь не идет о желаниях, сформулированных для нас социальной средой, масс медиа, родителями, часто люди за свои желания принимают какие-то чужие ментальные представления. Для нас важны именно наши желания, и когда мы с ними соединимся, дальше уже мы сможем разобраться, каким образом к этому идти. Тогда мы сможем осознать - я хочу этого, но меня не пускает туда страх, именно страх меня ограничивает. И мы ищем способы справиться с этими страхами, пусть страх выйдет и укусит нас, только так мы сможем избавиться от него, и приблизиться к тому, чего мы хотим. Когда наш страх отступит, тогда мы сможем выбирать свою жизнь.  

Пугающая встреча с реальностью

Но в своем движении по жизни на середине пути человек сталкивается не только с собой, со своим истинным Я (self), требующим реализации своих самых глубинных потребностей, но и с той частью реальности, которую раньше он не видел, не осознавал. До этого мы всё шли и шли в горку, и перспективу, скрытую за вершиной горы, мы не могли видеть. Середина жизни - сложный и волнующий этап, когда мы поднялись на вершину, и до нас вдруг начинает доходить, что дальше - только спуск. Те красивые картинки и образы, которые волновали нас до сих пор, ощущение бесконечности и красоты пути, невообразимых возможностей жизни и ее даров, а также возможность бесконечного потребления всего этого, - все это вдруг тускнеет, и мы начинаем осознавать конечность пути, конечность собственного пребывания здесь. Мы предвосхищаем тот момент, когда будет поставлена точка. И это пугает, это рушит все наши планы и цели, обесценивая их. Но факт того, что есть смерть, не отменяет самой жизни. 

В какой-то момент мы начинаем ощущать пределы и ограничения собственного существа. Это и есть реальность, которую сначала нужно увидеть, понять, и потом уже мы что-то с этим можем сделать. Мы должны увидеть реальность о своей жизни, выдержать правду о себе, и это может оказаться очень болезненным, но эта ясность позволит нам излечиться, изменить свою жизнь, залечить раны. 

Ядро кризиса среднего возраста и возможность выхода из него связаны с осознанием фундаментальных экзистенциальных данностей - смертности, одиночества, свободы и ответственности, смысла жизни. Это данности, с которыми мы вступили в конфронтацию, и чтобы изменить существующее положение вещей, мы должны осознать этот факт.   

Первое, что необходимо сделать - это принять свою жизнь с ее минусами и плюсами, погодами и непогодами, а также принять себя целиком со всеми возможностями и ограничениями, и тогда внутри принятия мы начинаем двигаться и искать какие-то новые смыслы, поиск осуществляется именно внутри принятия. Непринятие порождает тревогу, напряжение и беспокойство. 

В своем развитии мы движемся от принципа удовольствия (я хочу удовлетворения всех моих желаний, в том числе и взаимно противоречивых, прямо сейчас!) к принципу реальности (удовлетворение некоторых желаний проблематично, исполнение же наилучших стоит того, чтобы подождать). Принятие внешней реальности, обстоятельств своей жизни, совершает некий переворот в сознании, что-то и внутри нас начинает кардинально меняться, и в этом - начало принятия себя. Тогда вы можете расслабиться в своем существе, в вас больше нет тревоги, вы ни с кем не воюете, и жизнь играет в вас. 

Если мы возьмем сейчас и откажемся от своих мечтаний, желаний, устремлений - это будет правильно? Нет. Потому что это будет подавление себя, а это очень опасно и вредно. Нам нужно найти какой-то способ взаимодействия с миром, чтобы не вступать в конфронтацию и при этом, чтобы все происходило с нами. Но прежде чем мы сможем найти эти способы, нам нужно научиться выдерживать боль, болеющая душа заставляет нас сойти с дистанции, и тогда мы начинаем закрываться от своих желаний, да и от самих себя. Мы можем пройти через зону фрустрации и ограничений, только открывшись этой боли. Наша боль - это главное препятствие на пути. Принятие себя подразумевает принятие и вашей боли, которая есть часть жизни, часть реальности. Нам нужно научиться продолжать движение, несмотря на боль, разворачивать себя в мир, для того, чтобы все эти обстоятельства обнять собою.

Мы должны воспринимать, видеть и осознавать себя в полном объеме, чтобы понять себя и что-то с этим сделать, что-то сделать со своей жизнью. Сегодня я один, завтра - совершенно другой, и мои желания меняются пропорционально смене моих состояний души и тела, какой же я истинный?

Весь процесс развития - это процесс роста осознавания. По мере роста осознавания мы получаем доступ к влиянию на те или иные аспекты своей жизни. Чем больше мы осознаем свое тело, эмоции, мысли, тем больше мы получаем возможность влиять на это, доступ к трансформации своих эмоций, мыслей. Управление внутренним развитием происходит по мере развития осознавания. Когда мы начинаем осознавать все, что в нас бессознательно, выносить содержания бессознательного в сознание, оно теряет власть над нами, мы становимся свободнее и чище. Нам нужно позволить себе покинуть тюрьму собственных подавлений.

Когда я не вижу реальности, я словно хожу с повязкой на глазах, попробуй - походи с повязкой на глазах. Для того, чтобы иметь возможность повлиять на реальность, надо сперва ее увидеть. Поэтому, чтобы преодолеть кризис, перестаньте себя обманывать. Не хватайтесь за то, что проще всего или ближе всего под рукой. Ищите те средства, от которых вы и ваша жизнь окрепнет, а не ослабеет.

Кризис ценностей и целей

До кризиса среднего возраста человек может ощущать свою идентичность и самореализацию через успешные внешние программы деятельности. Эта самореализация внешне может выглядеть довольно эффективно. На середине жизни человек начинает ощущать, что самореализации в глубоком для него смысле у него нет, и у него начинается процесс разотождествления с его социальными и семейными ролями. Всё достигнутое и свершаемое человек определяет как неудовлетворяющее его потребностям, происходит обесценивание прошлого опыта, связанного с семьёй, карьерой, увлечениями, построением отношений с людьми. Тогда он начинает ощущать бессмысленность всех тех программ, которые он ведет по жизни. Пашет себе и пашет, непонятно, для чего и зачем, и ничто его в этом не поддерживает.

Проблема в том, что человек идентифицируется со своими социальными и семейными ролями, в то время как истинное Я (self) человека не сводится к его социальным ролям и проводимым им программам. Социальные и семейные роли - это не есть наша аутентичность, это возможности для реализации, определенные аспекты нашей личности, части целого. И вы не есть все эти роли, с которыми, возможно, полностью отождествляетесь. Это не означает, что эти части нас, нашей жизни не важны, мы должны поддерживать эти программы, укреплять связи с миром, с людьми, но главное в вашей жизни - это вы, реализация вашего потенциала.

Если вы полностью отождествляетесь со своей ролью, и ваша идентичность выстраивается посредством этой ролевой идентификации, вы начинаете завязываться на каком-то имидже, а не на аутентичности, не на собственном естестве, и тогда душа будет страдать. И это объясняет, почему просто смена семьи или работы не решает проблему глубокой неудовлетворенности, т.к. это может оказаться всего лишь сменой декораций.

Одно из самых сложно переживаемых проявлений кризиса - это кризис ценностей, когда меняются основные ценности человека, его жизненные позиции и этические установки. Человек словно лишается основания, корней, которые питают его. Рушится то, что значимо, в какой-то момент вдруг оказывается, что оно не так уж и важно или вовсе не важно, хотя много лет он только об этом и думал и это переживал, и в его жизни и душе возникает ничем не наполняемая сосущая пустота.

Наши ценности психологически обеспечивают нам устойчивость и опору в жизни, поэтому для нас так тяжело расставаться с ними. Жизнь - это течение, поток, и наше движение в этом потоке должно чем-то направляться, нам нужен вектор, который будет вести по жизни. И наши ценности служат для нас таким вектором, основанием, на которое мы можем опереться, которое помогает и дает нам вдохновение. Это то, от чего мы получаем чувство собственной значимости и ощущение осмысленности собственной жизни. Ценности - это фундамент психологии человека.

Кризис, как правило, охватывает многие ценностные сферы человека. Наиболее острые проявления кризиса, когда подвергаются ломке высшие индивидуальные ценности - вера в себя и в свою судьбу, утрата ощущения смысла собственной жизни, с чем связано расшатывание ощущения самоценности, падает самооценка, человек не способен к самопринятию. Это проявления кризиса идентичности - человек не может адекватно, аутентично проявлять себя в жизни, он не может узнать себя в себе. И часто, попав в такую ситуацию, человек испытывает разочарования, скорбь о себе любимом и думает, что проблему можно решить на внешнем уровне, т.е. сменой семьи или работы. Но это проблема сугубо внутреннего характера, и решать ее нужно на уровне трансформации собственной личности, пересмотра высших ценностных сфер, связанных с самоидентичностью и с принятием себя.

И все-таки, как бы ни было тяжело, мы должны помнить о том, что кризис - это поворот, ломка, он заставляет нас думать и искать дополнительные внутренние ресурсы, осваивать свою личность, развивать заложенный потенциал. Это возможно только когда мы слушаем свою органику и следуем ей. Проблему кризиса идентичности не решает формальная выработка новых ценностей и целей, в которых сквозят ожидания родителей, чьи-то клише и стандарты. Часто люди ошибаются, когда выбирают для себя в качестве ориентиров чужие ментальные представления, формальное следование которым приводит к ощущению следующего тупика. В этой трудной работе нам поможет только опора на себя. Для этого нужно быть в контакте со своими истинными влечениями, желаниями, идущими от нашего естества. Мы должны востребовать наши влечения в сублимированном виде, и тогда нам откроются новые смыслы, и мы поймем, наконец, что главная опора в жизни для нас - это мы сами.

Ключи к пониманию нашей жизни лежат именно в ценностных сферах. Мы вкладываем себя только в то, что для нас имеет ценность. У нас много ценностей и их приоритеты по жизни могут меняться. Плохо, когда мы привязываем себя к одной-двум ценностям, каким-то узким жизненным сферам, не давая возможности себе исследовать жизненное пространство, познавать себя, реализовывать свой потенциал. Зачем так себя ограничивать? Таким образом мы цементируем и себя, и свою жизнь. Разрешите себе приключение под названием жизнь.

Наша жизнь должна направляться нашим центром притяжения, нашим истинным Я (self), а не теми ценностями, с которыми у нас произошла самоидентификация. Когда мы идентифицируемся с кем-то или чем-то, пусть даже и очень важным, тогда при потере связи с этим объектом, мы ощущаем себя разбитыми, словно разрушено само наше Я, нас как будто бы нет. И в этой ситуации ничего кроме страха нами не движет, и мы любой ценой пытаемся сохранить объект, даже ценой утраты собственного Я. Но этим мы наносим себе огромный ущерб. Даже если какая-то значимая для нас программа завершилась, это может оказаться для нас очень болезненным, но это не должно влиять на ощущение нашей самоценности, т.е. наше Я должно оставаться сохранным.

Любой ценный объект нашей внутренней жизни становится для нас жизненным центром. Жизненный центр - это жизненно важная точка в нашем биопсихическом организме, важный нерв нашей жизни. Если какое-то событие разрушает объект, представляющий для нас ценность, результатом будет шок. Например, от женщины уходит любимый муж. И под воздействием этого шока мы можем либо погибнуть, либо, преодолевая сопротивление и справляясь с напряжением, создать новую ценность, т.е. выбор всегда есть, главное - помнить об этом, даже когда ситуация рассматривается нами на уровне трагедии. Потому что через эту трагедию, через эту боль, пытаясь найти какой-то выход, вы что-то для себя откроете, приблизитесь к своей глубине и красоте, обнаружите дверь какую-то, ведущую в солнечный свет.  

В жизни нет ничего раз и навсегда данного, и наши ценности по жизни меняются. Важно понять, что именно возможность выбора, эта внутренняя настройка, направление ваших внутренних глаз определяет наполнение и качество вашей жизни, чего в вашей жизни будет больше - хорошего или плохого, а не формальное обладание какими-либо ценными для вас объектами. Счастливыми нас делают не события, не люди и обстоятельства, это наше внутреннее состояние, мы нуждаемся в переживаниях, но думаем, что нам нужны события. Это заблуждение и заставляет нас все время убегать от самих себя и пускаться в гонки за внешними стимулами, но одна лишь ориентация на внешние обстоятельства ведет к фрустрации и разочарованию в себе и мире.

И чтобы выбраться из этого замкнутого круга, мы должны понять очень важную вещь, что ценностью обладает не только объект, который является для нас жизненным центром на данный момент, но и наша способность к созданию этой ценности для себя, и мы сами являемся источником этого смысла. Речь идет не о ментальном смысле, т.е. о полезности данного объекта для нас, а о смысле, идущем из глубины нашего естества, позволяющем прикоснуться к радости и счастью. Когда мы осознаем себя как ценность, что все, что происходит в нашей жизни, исходит от нас самих, и ценность объекта возникает благодаря нашей открытости чувствам и переживаниям, когда мы открыты и восприимчивы к тому новому, что привносит этот объект для нас, тогда мы можем творить свою жизнь каждое мгновение. Ключ не в обладании ценностями, а в том, в каком вы находитесь состоянии, насколько ваше внутреннее состояние обогащает или обедняет все качества жизни.  

Именно наша способность к порождению смыслов, возможность создавать новые ценности является определяющей, осознание этого и позволит нам раскрутить механизм своей жизни, постичь ее смысл для себя.  

За наши ценности мы платим временем своей жизни. Ответьте себе честно - на что вы тратите свою жизнь, за что имеет смысл платить, т.е. ради каких ценностей вы готовы долго трудиться и приносить существенные жертвы? Стараетесь ли вы как в периоды душевной эйфории, так и в депрессивные сохранять относительную устойчивость своих ценностей и поддерживать основные жизненные программы?

Читать еще кризис среднего возраста что это, как преодолеть кризис среднего возраста:

Возрастные кризисы. Смысл кризисов

Выход из кризиса среднего возраста - возможность быть собой