Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Психоанализ Франсуазы Дольто

Франсуаза Дольто – известный французский психоаналитик, внесла существенный вклад в развитие психоаналитической теории. Концепт бессознательного образа тела как ключ к пониманию становления человека и как инструмент аналитической практики.

Становление психического

Франсуаза Дольто внесла большой вклад в развитие психоаналитической теории. В своих теоретических подходах она является последователем психоаналитических позиций Зигмунда Фрейда и Жака Лакана, но при этом ее поход имеет свои специфические отличия. Отдавая много сил работе с детьми, Франсуаза Дольто, разработала свою систему взглядов относительно становления психики ребенка, особенностей клинической практики в работе с детьми.

Для Дольто важен сам процесс становления психического, именно этот загадочный процесс она пытается исследовать, понимать и концептуализировать. По мнению Дольто, способ строительства психического дает очень много в клинической практике. Что происходит с юным субъектом в процессе его роста и развития? Как происходит становление психики? Постоянно задаваясь этими вопросами в своей практике, Дольто выработала собственные оригинальные концепции, которые представляют огромную ценность для психоаналитиков. Особенно следует отметить ее вклад в развитие детского психоанализа.

Вопрос субъективации, вопрос становления психического находится в центре внимания Дольто. Для понимания становления психического он ввела такой важный концепт, как бессознательный образ тела. Через концепт бессознательного образа тела Дольто осмысливает возможность становления и развития психической реальности, ее протяженность во времени и пространстве. Благодаря этому понятию мы можем приближаться к пониманию происходящего в психической реальности субъекта в клинической практике.

Ключ к пониманию становления психики

Образ тела создается в отношениях ребенка с материнским другим. Бессознательный образ тела включает в себя всю историю ранних телесных и словесных взаимодействий мамы и малыша. Это опыт отношений с другим, вся вселенная присутствия другого, совокупность частичных объектов – опыт взаимодействия с материнской грудью, ее запах, взгляд, голос, слова, обращенные к ребенку, прикосновения. Все это представляется как метки, как знаки присутствия другого и его отношения к ребенку, несущие характер означающего. По мере накопления этого опыта взаимодействий, впечатлений от материнского другого, все эти метки связываются с некими представлениями, из которых и складывается ощущение и переживание собственного Я ребенка.

Бессознательный образ тела – вся совокупность представлений, имеющих отношение к телу, носящая бессознательный характер, бессознательная память всего опыта отношений и связанных с ними переживаний, но живой и актуальный в настоящий момент. Он как нарциссический, так и имеющий связь с отношениями. Согласно Дольто, психическое уходит своими корнями в тело, оно конституируется в логике тела, на отверстиях тела – местах встречи с другим. В этом Дольто – последовательница Фрейда. Она много работает с детьми, и симптомы детей – это, прежде всего, телесные симптомы, они выражаются на языке тела.

Для Дольто в концепции образа тела понятие «Образ» является шифром, ребусом, в котором заключена логика становления идентичности. Она определяет три основополагающих аспекта бессознательного образа тела (три части ребуса): собирание Я и идентичности через первичного материнского другого (первичный нарциссизм). Второй аспект - получение материнского признания, ощущение себя желанным для матери (источник происхождения идеального Я). И, наконец, собственно Я – теперь уже субъект речи, субъект, включенный в поле культуры.

Дольто различает образ тела и схему тела. Они связаны, но не одно и то же. Схема тела универсальна, она единая для всех людей, это фактическая реальная жизнь тела. Схема тела частично бессознательна, но также предсознательна и сознательна, в то время как образ тела бессознателен. Бессознательный образ тела связан со схемой тела через опыт удовольствия, неудовольствия, опыт боли, через речь и слова другого. В образе тела заключен источник субъектности, желание субъекта, возможность развития и становления и разворачивания психического пространства, поэтому это так важно.

Концепция Зеркала. Стадия Зеркала

Итак, мы можем увидеть, что представления о себе субъекта формируются через опыт взаимодействий с другим, в поле представления себя через другого. И это имеет отношение к важной концепции Дольто – концепции Зеркала. Эта концепция имеет свои отличия от концепции Зеркала Лакана.

По словам Дольто, бессознательный образ тела исчезает, когда появляется образ отраженный. Этот процесс проявляется на стадии Зеркала – бессознательный образ тела исчезает, когда ребенок видит себя в зеркале. В этом смысле стадия Зеркала – это кастрация. Дозеркальный ребенок еще не обладает цельным восприятием себя, это состояние первичного нарциссизма. Дозеркальный ребенок еще никак не реагирует на свое отражение в зеркало. Но в какой-то момент ребенок вдруг обнаруживает свое отражение и очень живо на него реагирует.

Но следует отметить, что для Дольто это не стадия, как для Лакана, а это промежуточный этап между анальной (автономное существование от тела матери) и первичной кастрацией (различение пола), связанной со вторичным нарциссизмом. Дольто выделяет два процесса в ситуации Зеркала. Первый – зеркало в другом человеке, идентификационные метки отношений с телом другого, дающие переживание малышу чувства «я есть», это вопрос становления первичного нарциссизма. Второй – собственно встреча с зеркалом, с холодной зеркальной поверхностью.

Дольто видит ситуацию встречи малыша с холодной зеркальной поверхностью драматичной, если при этом отсутствует взрослый, который поможет маленькому человеку осознать и понять смысл этого опыт, а также разидентифицироваться с телом большого взрослого. Если взрослый не обозначил эту «зеркальную» встречу словами, малыш может «потеряться» в зеркале, ощутить неустойчивость – «я здесь и одновременно я там», неуверенность в чувстве собственного существования.

Т.е. опыт стадии Зеркала может оказаться как способствующим развитию, становлению символической функции, появлению и утверждению «Я» ребенка, вхождению в поле другого, в поле символов и речи, т.е. символопорождающим опытом (результат символопорождающей кастрации), но при неблагоприятных обстоятельствах это может оказаться сложным и драматичным переживанием для ребенка, приводить к колебаниям чувства идентичности, не способствовать формированию символов, т.е. символоувечащим опытом (результат символоувечащей кастрации).

(3.75)