Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Новослободская,
ул.Селезневская, д.11а с.2

Индивидуальная работа с психологом или работа в группе? Особенности и различия

Специфические особенности и различия индивидуальной и групповой психологической работы – в чем они? Часто приходится сталкиваться с сомнениями, что же лучше выбрать – психолога или группу. Возможно, эта статья поможет вам определиться и осознанно выбрать то, что будет наиболее актуальным на данном этапе вашей жизни. Мы рассмотрим, как эти отличия проявляются в ключевых точках нашей работы, а также в динамике происходящих процессов.

Нарцисс.jpg

Что же выбрать – психолога или группу?

Часто человек находится в затруднении – что предпочесть: индивидуальную работу с психологом или участие в психологической группе. Общепринятый взгляд на этот вопрос заключается в том, что индивидуальная работа предпочтительней при решении личностных проблем и внутренних конфликтов, а групповая более эффективна при работе с межличностными проблемами, проблемами общения, построения отношений, в решении конфликтов, связанных с взаимоотношениями.

Также принято считать, что индивидуальная работа предполагает большую основательность, тщательность, глубину погружения и проработки конфликтов пациента. Участие в группе подразумевает большую интенсивность, экспрессию, динамику, здесь больше разнообразия опыта для исследования, больше неопределенности, которую мы учимся выдерживать.

В целом, с этим можно согласиться. Но современный подход в психологии все-таки предполагает, что внутриличностные проблемы и проблемы межличностного взаимодействия имеют один источник и связаны настолько, что мы не можем четко разграничить это. Хотя, действительно, в индивидуальной работе мы акцентируем внимание на внутренних проблемах человека, но при этом предполагая все-таки, что проявляются эти проблемы именно в общении с другими людьми. И по сути, в основании любого запроса к психологу, как правило, лежат именно неудовлетворенные потребности в отношениях.

Также и в группе – когда у участника проявляются проблемы во взаимодействиях с другими, конечно же, речь идет, прежде всего, о внутриличностных неразрешенных конфликтах. Т.е. в этом аспекте мы можем говорить, скорее, не о кардинальных и принципиальных различиях, а о смене главных акцентов и фокуса рассмотрения проблем человека, или, как говорят в гештальт психологии, фигура меняется на фон и наоборот.

Но, несмотря на некоторую размытость обобщенных целей работы индивидуально и в группе, мы можем выделить важные, ощутимые различия между ними, которые могут значительно повлиять на результаты нашей работы.

Свободная ассоциация и групповая дискуссия – от монолога к дискурсу

В индивидуальной психологической работе используется свободная ассоциация – вы говорите о том, что для вас важно, актуально в текущий момент, а психолог следует за вами, давая вам возможность максимально выразиться, высказать самое наболевшее, и именно под тем углом, как это видится вам. Это ситуация монолога, изредка перемежающегося диалогом. Пациент, особенно на начальных этапах работы, говорит исключительно монологами. Это разговор и отношения двух людей.

В группе аналогом свободной ассоциации является групповая дискуссия, т.е. мы попадаем в довольно непростую для многих людей ситуацию дискурса. Можно представить ощущения, когда вы говорите исключительно для одного слушателя (психолога), и он внимательнейшим образом вас выслушивает, его внимание принадлежит только вам. И сравните теперь это с групповой встречей. Группа в этом отношении создает более сложную ситуацию, она задает движение от монолога не просто к диалогу, но даже к дискуссии, когда свое мнение и отношение высказывают несколько человек.

Вы сразу же сталкиваетесь с тем, что сказанное вами может не встретить реакции, а может быть подхвачено другими участниками, использовано и развернуто в совершенно непредвиденном, вроде бы неподразумеваемом и непредполагаемом Вами направлении. Но кто знает… Именно в этом и лежит фокус внимания работы группы – в таких «как бы недоразумениях».

Многозвучие групповой беседы создает ситуацию множественности и гораздо большей неопределенности, чем разговор с психологом один на один. Группа задает мощный вектор развития в сторону других людей, в сторону взаимодействия, коммуникации и отношений, развивая способность к диалогу и дискурсу, к большей устойчивости и гибкости в ситуации множественности, полифонии взглядов, мнений, разного рода взаимоотношений. Индивидуальная работа, конечно, в данном аспекте уступает групповой.

От интерпретации к групповой метафоре – от точности к богатству возможностей

(В контексте данной статьи понятие «интерпретация» используется в широком смысле, речь идет о высказываниях психолога).

При общих теоретических основах формы взаимодействия и подходы к исследованию проблем в индивидуальной и групповой работе значительно различаются. И там, и там мы имеем дело с интерпретациями, но с весьма характерными отличиями.

На индивидуальной сессии мы можем говорить об интерпретации, направленной на раскрытие и понимание личной драмы человека. Речь идет об уникальном жизненном опыте. На групповой сессии все совершенно иначе – мы имеем дело с историей нескольких человек, зачастую совершенно не похожих друг на друга, иногда конфликтующих, соперничающих. Поскольку мы имеем дело с коллективом людей, поэтому групповая интерпретация направлена на расширение индивидуального до группового (но все-таки одна перспектива не исключает другую). Можно сказать, что групповая интерпретация позволяет увидеть больше, но в меньшем разрешении.

В индивидуальной работе интерпретации могут оказаться более тонкими и точными, т.к. они адресуются единственному человеку, чей опыт жизни и внутренний мир помещены в центр рассмотрения. В группе в центре исследования – групповая ситуация, групповая история, которая раскрывается в множественности перспектив, ведь участников несколько. В условиях группы интерпретация проливает свет на те аспекты, которые существуют в группе, и мы можем говорить не столько об интерпретации, сколько о создании эффективной групповой метафоры.

При всех своих достоинствах все-таки нужно отметить, что личная интерпретация имеет шанс оказаться статичной для пациента, стать чем-то незыблемым, трудно сдвигаемым. Групповая интерпретация дает нам возможность обнаруживать множество перспектив видения, трактования, т.к. мы не столь сильно обусловлены конкретной историей человека.

Итак, в аспекте интерпретационных воздействий и у индивидуальных сеансов, и у групповых имеются свои специфичные преимущества. Кратко их можно обозначить так: индивидуальная сессия – стремление к точности и ясности толкования, последовательность, определенность, при этом гораздо меньше возможностей для вариативности, смены ракурсов, исследования разных контекстов проблем и отношений. Групповая метафора - меньше точности, но больше смыслов, игры, многообразия и подвижности, создающие для нас богатство возможностей, дающие гибкость нашему поведению и нашему сознанию.

Диадическое пространство и Групповое окружение – проблемы языков

Пространство отношений, в которых мы оказываемся и участниками которых становимся, на индивидуальной сессии или на групповой сильно различается.

Представим себе индивидуальную сессию – перед нами два участника событий. Психолог – единственный человек, к кому обращена речь пациента. Благодаря этому мы можем глубоко исследовать ассоциации пациента, достичь максимальной близости к его субъективному опыту. В контексте диадных отношений нам легче понять его жизненную ситуацию, обнаружить то, что происходит на сессии, найти общий язык и понимание происходящего.

Но на индивидуальной сессии присутствуют два камня преткновения, свойственные диадным отношениям: оппозиционность и слияние. И если в этом пространстве по тем или иным причинам не появляется символический третий, позволяющий как пациенту, так и психологу, т.е. этой паре вместе справляться с возникающими напряжениями, противоречиями, трудными отрезками пути – то обязательно один из камней преткновения даст о себе знать, что может разрушить процесс работы. Это разрушительное влияние может проявиться или в ощущении непреодолимого застоя в работе, либо в преждевременном ее прерывании.

А теперь мысленно окунемся в групповую среду. Это совершенно другой вид общения, символический третий здесь задан изначально, присутствуя в самой структуре группы – ведущий, каждый участник и группа в целом. Поэтому вхождение в группу дается нам сложнее, чем установление контакта с психологом в сеттинге один-на-один. И чем больше группа, тем сложнее этот опыт.

В чем особенность группового процесса? Этот вид общения требует от нас совершенно иного вида сотрудничества в сравнении с индивидуальной работой. Каждый из участников имеет свою историю, жизненный опыт, представления, свои собственные реакции на происходящее. В этом пространстве перспективы и ритмы постоянно меняются, здесь хорошо вам известное, можно сказать даже незыблемое, может представать в совершенно неожиданных контекстах.

И мы пытаемся, несмотря на все сложности, удерживаться на плаву канвы общения и улавливать связи во всем этом зачастую довольно пестром и противоречивом многообразии. Мы ощущаем, что попали в своего рода лабиринт разных языков, мыслей, чувств, переживаний, историй многих людей. Здесь найти общий язык гораздо сложнее, чем в индивидуальном сеттинге, поэтому, скорее, можно говорить о формировании нового языка данной группы с целью понимания друг друга. Вспомним миф о строительстве Вавилонской башни, когда люди что-то строили, не имея общего языка, - это похоже на первые шаги группы, когда она только начинает работу.

В своей основе каждый участник движим двумя потребностями – выразить свои переживания, освободиться от негативных и тяжелых чувств, разделить с другими эмоциональный опыт и сложности, чтобы стало легче. С другой стороны, каждый хочет, что называется, выглядеть хорошо - быть социально приятным, принятым, адекватным, разумным, компетентным, знающим. Эти две потребности, как правило, в каждом человеке находятся в довольно конфликтных отношениях, что очень мешает в жизни. Но групповой процесс устроен так, чтобы помочь разрешить это противоречие. И именно группа в максимальной степени может помочь разрешить эту дилемму.

Два камня преткновения – слияние и оппозиционность, о которых мы говорили, обсуждая отношения один-на-один, здесь проявляются и действуют иначе, поскольку символический третий изначально заложен в самой структуре группы, но бывает игнорируем участниками.

Эти камни преткновения любой психологической работы, порождая групповое напряжение и конфликты, обладают огромной потенциальной ценностью, т.к. могут обогащать опыт каждого участника группы. Слияние имеет шанс переродиться в чувство общности, когда участники способны разделять между собой травматический опыт, сложные чувства, и переживаемое отдельным участником становится опытом для всей группы в целом. Это обогащает нас чувствами сопереживания и поддержки.

А оппозиционность задает групповую динамику, дает возможность выйти из диадического слияния, дает нам возможность развития и роста, задает вектор от монолога в сторону диалога и дискуссии с окружающими. Там, где раньше диалог ощущался немыслимым, он становится вполне возможным.

Специфические проблемы, которые можно исследовать только в группах

Существуют и специфические проблемы, которые можно исследовать только в группах.


Разрешение дилеммы – нарциссизм и социальность – быть собой и быть с другими
Я уже упоминала о двух основополагающих потребностях человека – в самовыражении и в отношениях, и о том, что они могут конфликтовать друг с другом. Из желания сохранения отношений люди часто не решаются выражать свое мнение, чувства, переживания, скрывая свои реакции, что может лежать в основе чувства неудовлетворенности отношениями. Исследовать и разрешить это противоречие мы можем именно в групповом взаимодействии.

Способность принимать вариативность, разность, множественность перспектив, находиться в неопределенности
В группе человек обретает психологическое пространство большее, чем его собственное. И это связано с взаимодействием с другими участниками группы в атмосфере, где создается эмоциональное пространство для всех без исключения. Мы приходим в группу, встречаясь с мирами разных участников. Мы учимся раскрывать свой мир среди людей, учимся и оставлять свой мир, позволяя себе исследовать миры других. Что происходит при этих взаимодействиях? Участники могут раскрывать в себе такие же неизведанные миры, разные способы понимания, видения, поведения, коммуникации.

Способность к пониманию и поиску общего языка в групповых взаимодействиях
Проблема понимания друг друга в групповых взаимодействиях прорабатывается гораздо интенсивнее. Поскольку участников много, и мы изначально попадаем в более сложную историю – историю мифа о Вавилонской башне, мы вынуждены обратиться к корням этого непонимания, к самым его истокам, из-за которых и рушатся отношения. Это совместный поиск новых возможностей для понимания, поиск и формирование нового языка – языка данной группы, который позволит нам суметь понять друг друга. Мы начинаем больше доверять, меньше обесценивать, ценить отношения, не утрачивая чувства самоценности.

Развитие гибкости нашего сознания и нашего поведения
В индивидуальной работе психолог определенным образом настраивается на волну пациента и от того, насколько ему это удалось во многом зависит успех процесса (хотя это двустороннее движение, от самого пациента зависит очень много). В группе участники сами учатся ловить эти волны, помогая и самим себе и другим. В этом состоит целительный потенциал группы.

Достижение свободы в коммуникации
В групповой работе цель достижения свободы в коммуникации имеет двоякий характер – с одной стороны, в душе каждый хочет этого, с другой стороны, без этого мы не сможем получить максимальный эффект от групповой работы. Т.е. мы поставлены в ситуацию, когда желаемое нами становится условием нашего существования в группе. Ну, собственно, так и развиваются способности в нас. Во всяком случае, для этого появляется шанс. Шанс, которого нет в индивидуальной работе.

Восстановление эмоциональных связей с миром
И, наконец, именно в групповом взаимодействии мы получаем возможность обрести самого себя в контексте других людей. Постепенно у нас развивается способность быть самим собой среди других, доверяя себе, своим чувствам, не страшась собственных реакций и реакций других людей.

В группе мы получаем возможность переживать и выражать любые чувства, и рядом находятся люди, которые испытывают похожие переживания вместе с нами. Вместе с чувством доверия мы начинаем допускать контакт со сложными переживаниями, с собственной болью, страданием без ощущения разрушения и чувства преследования. Это то, чего нам не хватало в прежних отношениях. И группа помогает нам пережить, справиться, раскрыть смысл этой боли, который мы постоянно переносим в свою сегодняшнюю жизнь. И это уже не только ваша боль, но и всей группы. Группа работает таким образом.

Записаться на группу вы можете по тел. +7 (909) 958-07-49 - Голенева Лада Викторовна, психолог, психоаналитический терапевт, групповой аналитик.


(3.75)
Комментарии