Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Новослободская,
ул.Селезневская, д.11а с.2

Двойное дно авангардизма - об искусстве авангарда

Искусство авангарда - на стыке разных эпох. Живопись авангарда как живопись мысли. Аполлоническое и дионисийское начала


Живопись мысли

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение и технически возникает так, как возник космос, - оно приходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра».

Мы знаем, в какие времена писались эти строки художником Василием Кандинским, эти строки обязаны своим вдохновением переломной эпохе, в которой творил художник. Важную роль в изменении концепции личности на рубеже веков сыграло распространение нищшеанства. Под влиянием Ницше находились многие художники эпохи начала ХХ века.


Аполлоническое и дионисийское начала

Антипозитивистский пафос философа призывал отбросить все нормы рациональной классической эстетики, вернуться от абсолютизации «аполлонического» - ясного, типического, однозначного - к изначальной гармонии двух начал, подчеркивающей значение для существования культуры «дионисийского», под которым понимается все иррациональное, интуитивное, соответствующее идее вечного становления и незавершенности. Постулаты концепции Ницше оказались весьма актуальны для символизма, авангарда, антиклассической эстетики Бахтина.

Революционный перелом, Первая мировая война порождали и углубляли понимание дионисийского принципа, провозглашаемого Ницше. Постоянная борьба между разными типами эстетического переживания - аполлоническим и дионисическим - составляет, по мнению философа, суть движения и развития искусства. Но эти два начала неотделимы друг от друга и действуют вместе. В художнике постоянно происходит борьба между этими двумя противоположными началами.

Итак, каждый художник движим внутренней борьбой. Особенно остро это было ощутимо в эпоху кардинальных переломов - на стыке ХIХ и ХХ веков. Художественное направление авангардизма является ярчайшим примером этой борьбы. Хаос чувств - дионисическое начало - заставляет художника искать форму, которая интегрирует противоположно направленные чувства, позволит выкрисстализоваться новому взгляду и пониманию.


Творец новых форм

Художник-авангардист претендует на то, чтобы быть творцом новых форм, он не стремится воспроизводить мгновенное впечатление, он строит более сложные психические структуры и даже миры, стремится выйти за грань видимого, воспринимаемого сенсорными системами.

Психологию творца и художественного творчества исследовал великий психолог Л.С.Выготский. В своем фундаментальном труде «Психология искусства» он формулирует основной принцип, на котором зиждется любое произведение искусства - это катастрофичность, аффективное противоречие, заложенное в психологической основе произведения искусства.

Столкновение разных направлений восприятий, разворачивающееся в произведении, является тончайшим механизмом воздействия на нас, зрителей, для художника же способом преодолеть внутреннее состояние дисгармонии и прострации перед состоянием двойственного противоречия, отравляющим его.

Основные сюжетные линии произведения искусства являются точками пересечения определенных структурных соотношений, это определенные знаки, которые управляют вниманием и восприятием зрителя. Вся игра строится на двойственности нашего восприятия произведения. Мы никогда не можем сделать однозначный вывод, мы сталкиваемся с игрой со смыслами, где логика нам не помощник, и преодолев которую, мы поднимаемся к новому пониманию.


Авангард - новая система координат в искусстве 

Таким образом, двуплановость художественных реалий лежит в основе живописи авангарда. Авангард ввел в искусство новую систему координат, тем самым усилив и утрировав этот принцип, блестяще обоснованный Л.С.Выготским. Художник не дает нам определенного видения, напротив, он заставляет нас искать собственные смыслы и свое понимание того, что мы видим на полотне.

Современное искусство не дает нам простоты и ясности, но оно стремится осветить, пролить свет на наши внутренние миры, внутренние пространства, полные затаенных желаний и смыслов. Живопись авангарда - это мир с двойным дном, заставляющий нас делать прорыв к совершенно иным планам, чем мы имели в виду. Иногда это может производить эффект взрывающейся бомбы. Что ж, не будем бояться взрывов, т.к. возможно, что за ними последуют новые открытия.